рейтинг блогов

Откровения святого, великого и ужасного собора

топ 100 блогов ru_antireligion04.07.2016 Откровения святого, великого и ужасного собора
Всеправославный собор, официальной названный "святым и великим", завершился. Участники одобрили документы и выпустили ожидавшееся послание от лица собора. Даже два, одно подлиннее и другое покороче. Послание(я) на удивление получилось интересным. Тут важно обратить внимание, что послание не просто текст, написанный десятком греческих монахов. Приехавшие на собор церкви обладают общинами и богословскими школами в этих ваших америках, франциях, германиях и т. д. В подготовке послания собора участвовала интеллектуальная элита православия со всего мира. То есть в нашем распоряжении высшее достижение православной мысли на сегодняшний день. Поэтому интересно посмотреть, что есть сказать миру лучшим умам православия.

Прежде всего, послание сосредоточилось на проблемах церкви в современном мире. Выживание христиан востока осталось где-то на третьем плане. Это позволяет составить представление о том, что на самом деле больше всего волнует православные церкви.

Секуляризация.
Послание оплакивает секуляризацию и призывает к "реевангелизации". А также к обращению в христианство всех народов.

Брак и семья.
Собор провозглашает браком союз мужчины и женщины. При этом подразумеваемая тема обойдена молчанием. Это говорит о том, что православные церкви и православная интеллигенция в большинстве не заинтересованы в культурной войне по проблеме. Они самоустраняются, стремясь только сохранить лицо. Такой подход напоминает тактику, избранную недавно греческой церковью: мы, мол, конечно, осуждаем, но делать ничего не будем.

Молодежь.
Собор обращается к молодежи. Очевидно, в церквах понимают, что их паства представлена старшими поколениями, и она сильно поредеет в ближайшие десятилетия, если новые поколения не воспылают любовью к церкви. Так что же хочет сказать православие молодежи? "Церковь предлагает молодёжи не только «помощь», но и «истину» богочеловеческой новой жизни во Христе". Что бы это могло значить, не ясно. Также непонятно, что эта за помощь в кавычках. По-видимому, пустота сказанного была очевидна для составителей послания, поэтому они добавляют: "Православная молодёжь должна осознать, что является носителем многовековой и благословенной традиции Православной Церкви и вместе с этим её продолжателем". Тут толком не ясно, идет ли речь обо всей молодежи или только о той, которая составляет паству. Если речь о молодежи вообще, она не может называться православной. Если речь о церковной молодежи, получается, что она не осознает себя носителем благословенной традиции.

Образование.
В этом месте послание сообщает что-то совершенно невнятное. Утверждается, что секулярное образование изнуряет молодежь, а это плохо. Присутствует завуалированный призыв к использованию системы образования в целях подготовки паствы. Уже приятно, что собор не решается призвать к этому открыто. Вновь звучит призыв к молодежи идти в церковь.

Опять секуляризация.
Оказывается, церкви очень мешает "идеология" секуляризации. При этом соборяне не понимают, или делают вид, что не понимают, что секуляризация следствие, а не цель социальных процессов.

Но самое интересное: православные жалуются, что современный мир неправомерно отождествляет церковь с консерватизмом. Сюрприз! С тем же успехом вор мог бы сказать: "Я не вор, я просто краду". Впрочем, утверждая, что церковь не консервативна, авторы послания избегают объяснить, какова же она. Они ссылаются на вклад церкви в светскую культуру, желая подчеркнуть, что церковь внесла благой вклад в цивилизацию. Однако аргумент довольно жалкий. Ничто не мешает церкви продолжать вносить полезный вклад в цивилизацию, и тогда никакие оправдания не будут нужны. Всем просто будут очевидны заслуги православия.

Вообще для послания характерен такой подход. Утверждается, что есть две точки зрения. Одна принадлежит современной цивилизации. Она, понятное дело, неправильная. Другая принадлежит церкви, и она, конечно, правильная. И церковная точка зрения состоит в... следует длинный набор непостижимых слов, не стоящих знания. Это свидетельствует, что православные церкви не устраивает текущее положение дел. Но придумать даже теоретическую альтернативу они не могут.

Биоэтика.
Послание выражает тревогу по поводу бурного развития биологии и биотехнологий. При этом авторы плохо понимают, что их беспокоит. Упоминаются возможные сложнейшие нравственные дилеммы и возможность контроля мышления. То есть речь идет о технологиях, которые являются предметом фантастики. Методы бихевиоризма, которые намного эффективнее и давно применяются, их, по-видимому, не беспокоят.

Тем не менее, запросы соборян велики:

"биоэтика с православной точки зрения ... способствует обогащению философской и научной дискуссии по биоэтическим вопросам, посредством библейской антропологии и духовного опыта Православия".


Иными словами, сказать им нечего, но они претендуют на большую роль в решении, что правильно, а что неправильно в биотехнологиях. Очевидно, эта тема для православных важнее, чем гомосексуализм.

Аборты.
Послание провозглашает право на рождение. Этим раскрытие темы собственно ограничивается. Никаких объяснений, как должны работать общественные отношения в сфере, не приводится. Например, протестанты и католики давно пытаются выяснить, что делать в случаях кровосмешения, беременности после изнасилования, угрозе жизни беременной женщине и тяжелой патологии плода. Православные? – не, не слышали. Не удивительно, поскольку всеправославный собор по существу – сосисочная вечеринка. И эти люди тут же претендуют на то, что они способны обогатить какую-то там дискуссию.

Экологический кризис.
Причины кризиса – эгоизм и алчность каждого человека. Решение – самоограничение?

Осмысление экологических проблем у православных пока на весьма плачевном уровне.
Во-первых, экологический кризис в гораздо большей степени результат политических решений, чем алчности всех и каждого. В одних странах состояние окружающей среды лучше, в других – неизмеримо хуже. Это результат политики, осуществляемой правительствами. Кроме того, православные мыслители не в состоянии признать такую причину экологического кризиса как перенаселение.
Во-вторых, легко показать, что самоограничение замедлит разрушение экосистем, но не остановит его.
В-третьих, можно вспомнить, что делегации всеправославного собора добирались до Крита на частных или правительственных самолетах. В качестве самоограничения они могли бы воспользоваться гражданскими авиарейсами. Или, если уж так хочется полетать отдельно от паствы, могли воспользоваться одним из механизмов компенсации своего воздействия на окружающую среду. Суть состоит в том, что человек перечисляет некую сумму на нужды экологии после того, как пользуется технологиями, связанными с загрязнением окружающей среды. Но православные интеллигенты такого не напишут, а православные митрополиты не подпишут.

Получается занятное православное богословие: для нас – потребление, для остальных – самоограничение.

Послание провозглашает некий грех эксплуатации природных ресурсов. Не знаю, существовал ли такой ранее в православной традиции.

Однако послание признает реальность глобального изменения климата вследствие человеческой деятельности. И в этом православные богословы идут дальше, чем некоторые секулярные и прогрессивные мыслители.

Глобализация.
Церковь против глобализации. И за укрепление местных традиций. Однако в этом вопросе трудно понять, а что же собственно авторы послания пытаются нам сказать. Очевидно, они пытаются не сказать слишком много, чтобы не навлечь на себя критику влиятельных сил, которые, наверняка, еще и в спонсорах числятся. Поэтому нам говорят, что результат глобализации - это эксплуатация и социальная несправедливость, а также уничтожение социальных завоеваний. Но затем переключаются на идентичность народов и традиции.

Однако соборяне удивительно верно отмечают вредность отделение экономики от жизненных потребностей человека и её превращения в самоцель. Но далее следуют странные рассуждения об экономике на принципах евангелия.

Политика.
Послание признает, что старая модель взаимоотношений церкви с властью устарела и нужна новая.

Церковь за права человека. Но с важной оговоркой, что интересы церкви должны иметь приоритет перед правами человека. Однако прямо это заявить авторы не могут, поэтому пишут о том, что права человека не должны вредить семье, религии, нации, социальным и нравственным ценностям. Конечно, все перечисленное можно было бы легко заменить словом "церковь" или просто оставить "религию". Интересно было бы увидеть перечни социальных и нравственных ценностей. Налицо явная избыточность текста.

Фундаментализм.
Послание осуждает фундаментализм, под которым, правда, понимается насилие от имени религии.

Подлинный христианин, следуя примеру Распятого Господа, не требует жертвы, но приносит себя в жертву, и по этой причине является строжайшим судьёй религиозного фундаментализма любого происхождения.


Фундаментализм как радикальный консерватизм в рамках одной религии не рассматривается.

Ближний восток.
Собор просит политических лидеров остановить преследование христиан и других групп на Ближнем востоке. Соборяне молятся о мире в странах Африки и Украине.

Беженцы.
Православные призывают не допускать положения дел, при котором люди становятся беженцами. В отношении беженцев они призывают всех помогать беженцам даже из последних средств. Смелый призыв с учетом последних тенденций общественного мнения.

Наука.
Представленные православные церкви не выступают против науки как таковой. Кроме того, они не берут на вооружение характерное для протестантских фундаменталистов деление на правильные и неправильные науки. Напротив соборяне восхваляют науку и объявляют ее проявлением божьего дара к познанию мира. Отмечается польза науки. Таким образом, православные в целом не против науки. Теперь православные церкви претендуют на право решать, какие научные исследования могут проводиться, а какие нет. Из соборного документа о миссии церкви в современном мире:

"[Церковь] полагает, что ученый наделен не только свободой исследования, но и долгом прекратить свое исследование, когда нарушаются основные христианские и гуманные принципы... как в процессе научного исследования, так и при практическом применении результатов новых открытий и изобретений ... необходимо также уважать волю Божию, как она была явлена в творении. При проведении исследований нужно учитывать нравственные и духовные принципы и христианские установления."

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 21:08

https://bit.ly/2VdfnGd
Онлайн консультация сексолога
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
Лирическое отступление *уф, сколько сегодня работы - конца и края не видно :(* Далее будет совершенно не политкорректный пост. Если вас задевает вопрос гомосексуализма и вы ему симпатизируете - не читайте! Это лично моё субъективное мнение, ...
Мне лично впервые встретилась новая сторублёвка. Показал коллегам, одни удивились, другие сказали, что давно такую видели. Смотрится хорошо, бумага качественная. Почти как «ихние» евро ) В правом нижнем углу отчётливо виден QR-код, содержащий ссылку на страницу сайта Банка России с ...
Рано или поздно, любой любитель фотографии, озадачивается покупкой штатива. Вариантов покупки, как всегда, вагон и маленькая тележка... Я перепробовал кучу всякого г..на и какое-то время снимал на вполне сносный, хоть и бюджетный, штатив от benro. И всё-бы ничего, но наткнулся я на обзор ...
Большой рассказ получился. Сначала хотел разделить на два - Конрад и таверна "Черный арбалет" и "Юность Мурры", но потом решил запостить целиком. Итак...закройте на минутку глаза, послушайте песни пиратов, рокот волн, крики чаек....перенеситесь в ...
Как и обещал, отвечаю на вопросы и возражения оппонентов, высказанные в ходе ...