Отказы от портретов: сладкая месть заказчику
tanjand — 12.07.2021Для хорошего художника со связями рисование портретов может показаться легкими деньгами, но, как сказал бы Джон Сингер Сарджент, это может стать очень непростым делом.
Художник стремится найти равновесие между правдоподобием и лестью, честностью и обманом, да, это так.
Но клиенту может показаться, что никакого баланса нет. И что он выглядит не в лучшем свете.
И тогда заказчик отказывается от портрета и оплаты.
Вот два таких портрета, у них увлекательная история.
Первая про месть. Сладкую.
Вторая просто драма.
Эта картина – портрет, написанный талантливым Анн-Луи Жироде де Русси-Триозоном (1767–1824), с заказчицы Мадемуазель Ланж.
Красивая актриса и, если не сказать лучше, куртизанка.
Когда в 1795 году было установлено правление Директории, Жироде процветал.
Мадемуазель Ланж сыграла главную роль в популярной пьесе Николя-Луи де Невшато.
Пьеса не понравилась революционерам, Комитет общественной безопасности закрыл ее и арестовал актеров и автора.
Высокопоставленные друзья заступились, и ее отпустили.
Она была любовницей банкира, от которого родила дочь.
И вот в 1798 году Жироде пишет портрет мадемуазель Ланге в образе Венеры, но его модель возмутилась и сказала, что на картине она ужасная.
Ланге отказалась платить художнику и потребовала убрать картину из Салона. Картину убрали – мадмуазель была влиятельная ….
Трудно её понять.
Возможно, не понравилась сама композиция Жироде, там не видно лицо в зеркале, которое держит путти, но остальная часть портрета, несомненно, настолько лестна, насколько это возможно, и без каких-либо недостатков.
Портрет мадемуазель Ланге в образе Данаи, Миннеаполисский институт искусств, Миннеаполис
Жироде взбесился.
Месть его была быстрой и сладкой.
За несколько дней он написал второй портрет, который, как гласит история, висел в Салоне вместо оригинала.
Он показывает мадемуазель Ланж как проститутку, которая жаждет денег и не видит своих недостатков.
Новая роль мадемуазель Ланж в роли Данаи, опять же, была не такой уж и неприятной, мог написать и похуже.
Данаю обычно представляли как лежащую, красивую, обнаженную женщину, на которую падал поток золотых монет.
А у Жироде только одно прочтение: мадемуазель Ланге продает свое тело за деньги.
В нижнем левом углу тондо индюк, представляющий Мишеля-Жана Симонса, её последнего любовника, от которого в 1797 году у нее родился сын.
Симонс, кстати, потом на ней женился - отсюда и кольцо на ноге индюка.
Свиток рядом с ним, по-видимому, сценарий пьесы «Азинария» Плавта, название которой «С ослами». Комедия о любовницах, любовниках и деньгах.
Внизу справа изображена отрубленная голова предыдущего любовника мадемуазель Ланге и белый голубь, раненный в одно крыло одной из падающих монет и задушенный золотым воротником с надписью « Fidelitas», что означает «верность».
Сама мадемуазель Ланж носит павлиньи перья, символ тщеславия.
Но самое колючее, она держит зеркало, которое треснуло и в котором вообще нет отражения. Сосредоточив взгляд на падающих монетах, ей неинтересно смотреть на то, во что она превратилась.
Жироде подчеркивал, что отказ оскорбителен.
Другая история заканчивается печально - смертью.
Это про Густава Климта, блестящего и часто вызывающего споры венского художника, и посмертного портрета, который чуть не стал его смертью.
Мария Мунк, известная своим друзьям как Риа, была помолвлена с актером и писателем Хансом Хайнцем Эверсом (1871-1943); когда он отменил их помолвку, она покончила жизнь самоубийством, выстрелив себе в грудь.
Семья Рии поручила Климту нарисовать ее посмертный портрет.
Написание портрета человека, который сейчас умер и похоронен для своих ближайших родственников, несомненно, является одной из самых сложных задач, которую должен выполнить любой художник.
Первая картина Климта, изображающая Риа Мунк на ее смертном одре, была первоначально завершена в 1912 году, но, похоже, он снова работал над ней в 1917-18 годах.
Семья отказалась от работы, которую они сочли слишком огорчительной, и попросила Климта нарисовать ее по фотографиям, сделанным еще при жизни.
Второй портрет также был отклонен, хотя есть сомнения в подлинности картины и причине ее отказа.
Климт начал свой третий «Посмертный портрет Рии Мунк» в 1917.
Очевидно, это была еще одна из его богато украшенных работ с обилием ярких цветов на заднем плане, ярким перцем и другими овощами, что, несомненно, должно было быть более приемлемым для ее семьи.
В начале января 1918 года Климт заразился испанкой.
Он быстро заболел пневмонией, перенес инсульт и умер 6 февраля 1918 года в возрасте всего 55 лет.
Он так и не завершил посмертный портрет Рии Мунк.