От идеала к реальности
thor_2006 — 16.10.2025
Эти слова произнес, если верить (но мы этого делать, конечно, все-таки не будем, но примем к сведению как некий идеал) на смертном ложе великий князь владимирский и московский Дмитрий Иванович своим бояром, которые окружили умирающего князя в его последние минуты жизни.
Это "Слово о житии и преставлении" Дмитрия Ивановича, из которого заимствованы сии словеса хитросплетенные, были написаны ориентировочно ... А черт его знает, когда они были написаны. Но если так подумать, что пишут не о том, что есть а о том чего нет (первое вроде бы как очевидно, и смысл заявлять о себе как о капитане Очевидность?), и, исходя из этих соображений, отнес бы я это "Слово" ко временам если не Ивана III, то Василия III точно. И я бы охарактеризовал бы эти слова ка некую ностальгию по старым добрым (впрочем, для кого как!) временам, когда боярство было тем самым "политически норотом", который реально управлял государством и без которого великий князь, каким бы великим он не был, не мог сделать если и не шагу, то, во всяком случае, должен был принимать во внимание пожелания этого самого "политического норота".
Но вот проходит (если наша версия верна) полсотни лет (сменилось примерно пара поколений), и беглый монах расстрига-бывший стрелецкой голова Тимоха Тетерин в письме боярину Морозову пишет: "Есть у великого князя новые верники, дьяки: они его половиной кормят, а большую половину себе берут. Их отцы вашим отцам и в холопство не годились, а ныне не только землею владеют, а и головами вашими торгуют" (ирония судьбы как раз в том, что сам Тимоха происходил как раз рода этих самых новых верников, поднявшихся при прежних государях всея Русии дьяков из худородных, а по и вовсе подлых фамилий. Обиден был, похоже Тимоха, что не он большей половиной распоряжался и себе в карман ее клал).
И ведь не только один Тимоха злобствовал на этот счет. Можно вспомнить и про едва ли ни первого узника совести - обиженку Берсеня Беклемишева, у которого карьера не задалась и начал он крамолу плести, и нашего князя-бегунца Андрюшеньку Курбского (искренне полагавшего, что он как князь волен в холопех своих - кого хочет, казнит, а кого хочет - того и милует. А и то правда - князь он или не князь, а тварь дрожащая? Князь, конечно, и право имеет!).
И эта эволюция весьма примечательно во многих отношениях, хотя для меня лично в данный момент интересен такой аспект этой проблемы, а именно процесс постепенного отстранения боярской "аристократии" от управления страной и государством и перехода рычагов управления в руки этих самых верников - дьяков и их подручных подьячих.
Запущенный при последних Рюриковичах, этот процесс деперсонализации власти и замены традиционного (по Веберу) Herrschaft на Herrschat "легальный" (или, чтобы было более понятно, хотя, быть может, и не совсем верно - бюрократический) в конечном итоге привел к серьезным политическим и социальным переменам. Грубо говоря, в первом приближении, речь можно вести о постепенной смене патриархального самодержавия с его ярко выраженной религиозной составляющей как одной из важнейших (наряду с традицией) основ легитимности "режима" на "режим" "абсолютистский", в основе своей секулярный и основанный не на некоем компромиссе и согласии, а на насилии, и не на Правде, но на Законе. От Царства к Империи, от царя-батюшки в бармах и шапке Мономаха к императору в мундире и императорской короне...

|
|
</> |
На что обращать внимание при остеклении балкона?
Интересные снимки с российских просторов 05.10.25
Индейка
Пока обед. Жендос Прилепин и г***о, как олицетворение парадигмы нашего
Приказ войскам Белорусского фронта от 21 сентября 1939 года
Загадка 3941
Тарантино, Чарли Мэнсон и реальность
Кто такие истинные пастыри Божии
Доброе утро!

