рейтинг блогов

От Айтматова к Пржевальскому

топ 100 блогов haspar_arnery19.02.2022 От Айтматова к Пржевальскому

Озеро Иссык-Куль считается гордостью Киргизии и входит в число крупнейших и глубочайших пресных водоемов планете. В переводе с киргизского его название означает «горячее озеро», хотя купаться в нем большую часть года рекомендуется разве что моржам. А свое название оно получило, по всей видимости, потому что не замерзает зимой.

Берега Иссык-Куля являют собой уникальный природный заповедник, во многом благодаря заботам и попечению известного киргизского писателя Чингиза Айтматова. На закате СССР он считался одним из самых титулованы советских авторов. В наши дни память о нем хранит культурный центр «Рух Ордо», расположенный в поселке Чолпон-Ата на северном берегу озера.

Этот комплекс, основанный в 2002 году, включает в себя пять культовых сооружений – в честь основных конфессий мира, а также большое количество статуй и малых архитектурных форм разных стилей, направлений и художественных достоинств. Самое величественное здание «Рух Ордо» – это, конечно же, павильон, посвященный самому Чингизу Торекуловичу.

От Айтматова к Пржевальскому

Здания относящиеся к основным мировым религиям, стоит осматривать с большим запасом доброй воли и чувства юмора, чтобы не принять их за изощренное оскорбление чувств верующих. Так, в павильоне иудаизма можно узреть бюст пророка Моисея и фигуры молящихся, что категорически запрещено в этой религии. А «католическая церковь» почему-то украшена статуей Жанны д Арк, но в ней вы не сможете найти ни одного креста. В целом, «Рух Ордо» воспринимается как забавный аттракцион эпохи постмодернизма – некий «диснейленд» от веры и искусства, недостатки которого искупаются его живописными местоположением.

От Айтматова к Пржевальскому

Чингиз Айтматов во многом был типичным писателем позднесоветской эпохи: писавший, чтобы удовлетворить требованиям самых широких слоев читателей — от партноменклатуры до влиятельных диссидентов. В свое время, широкой популярностью пользовался термин «манкурты» из его повести «Буранный полустанок» – согласно придуманной писателем легенде, чжурчжэни (кто не знает чжурчжэней?) натягивали на голову плененным кочевникам кусок шкуры, которая под солнцем сжималась и заставляла людей терять память, превращая в покорных рабов. В конце 1980-хх годов демократы называли «манкуртами», тех, кто не желал свернуть «на дорогу, идущую к храму» и вернуться к «традиционным ценностям». Но сегодня это определение, наверное, куда более уместно в отношении молодых людей, с пустыми глазами размахивающими флагами США и ЕС на площадях Восточной Европы. Сегодня за пределами Киргизии имя Айтматова постепенно кануло в лету вместе с Советским Союзом, который его возвысил и прославил, но на родине он продолжает оставаться величайшим писателем страны.
От Айтматова к Пржевальскому
Помимо «Рух Ордо» достопримечательностью Чолпон-Ата считается поле петроглифов. Здесь у подножья хребта Кунгей Ала-Тоо на территории нескольких сотен метров лежат десятки тысяч валунов, принесенных с гор селевыми потоками. В течение тысячелетий камни покрывались «пустынным загаром» – темной паутиной, которая стала полотном для художников глубокой древности. На протяжении многих веков – с II тысячелетия до нашей эры и до VII века нашей эры – люди украшали эти камни сценами охоты, изображениями животных и людей. Ученые, как правило, трактуют данные изображения как культовые. Меня же они навели на мысль, что скромные граффити «Миша+Клава=Любовь» на бетонном заборе, спустя пару тысячелетий будут представлять немалый научный интерес.
От Айтматова к Пржевальскому
Отдав должное облику доисторических козлов и баранов, мы не смогли пройти мимо печальной участи козлов наших дней. Ведь на нашем пути находился ипподром, возведенный для проходивших в Киргизии Всемирных игр кочевников. Самой известной из них, является игра «Кок бору» или «Сизый волк». По ее правилам, соревнующиеся джигиты должны вести борьбу за тушу козла, которую надо забросить в специальные ворота - «казан». В эту игры в Киргизии играют даже в маленьких провинциальных городах, но в Европе «Кок бору» может заинтересовать только богатых людей, способных позволить себе хороших коней, дорогую защиту, а вместо туши козла, бороться за мешок денег, которые надо забросить в ворота называемые «банком».

Осмотрев самый большой в галактике козлодром, мы продолжили путь на восток – к западной оконечности Иссык-Куля. Перед машиной кружили вихри опадающей листвы, а трассу периодически пересекали отары парнокопытных.

Нашей следующей остановкой была могила известного путешественника и географа Николая Пржевальского, похороненного в окрестностях города Каракол. Для европейцев XIX века исследователи подобно Девиду Ливингстону, Анри Муо или Николаю Пржевальскому были – как бы мы сказали сегодня – «медиафигурами» первого ранга. Каждый шаг их путешествий освещался прессой и вызывал не меньший интерес, чем космические полеты в XX веке. Стоит отметить, что эти походы имели не только научное, но и стратегическое значение, ибо за ученым, миссионерами и торговцами в эпоху колониализма, шли дипломаты и военные.
От Айтматова к Пржевальскому
Целью Пржевальского было сердце Тибета, таинственная Лхаcса, куда стремились и главные соперники русских на востоке — англичане. В конце 1888 года путешественник прибыл в Пишкек (нынешний Бишкек), готовясь к новой экспедиции, но заразился тифом и умер 1 ноября 1888 года в госпитале города Каракол. По завещанию географа он был похоронен на высоком холме недалеко от берега озера.

Популярность Пржевальского была столь велика, что уже в 1893 году на могиле был установлен величественный монумент. Его создателем был друг ученого, А.А. Бильдерлинг, увековечивший путешественника и в Петербурге, в образе известном среди горожан и гостей Северной столицы как «Сталин с верблюдом»*.

Сегодня могила Пржевальского окружена небольшим, но живописным парком, который любят посещать молодожены. В нем находится музей, посвященный жизни исследователя. В формировании его фондов участвовали ученые из многих регионов бывшего Советского Союза.
Сам Каракол был заложен еще в 1869 году как фортпост Российской империи на торговом пути из Чуйской долины в Кашгарию (ныне – провинция Синцзьяни в Западном Китае). В течение многих лет город был базой русских экспедиций, отправлявшихся в Центральную Азию. Еще на рубеже XIX и XX веков здесь были основаны первые на территории Киргизии метеостанция и публичная библиотека. Сегодня город тоже функционирует как база, но не для путешественников, а для горнолыжников, облюбовавших окрестные горы еще в советское время. Неподалеку от города находится российский военно-морской центр, где испытывают минное и торпедное вооружение.

В центре Каракола сохранилось немало зданий дореволюционной постройки, самым замечательным из которых является православная Свято-Троицкая церковь, построенная в 1895 году. Из-за угрозы землетрясений и изобилия строительного материала – знаменитой тянь-шанской ели – храм был возведен из дерева. В его ярких интерьерах и обилии растений во внутреннем оформлении чувствуется влияние Поднебесной расположенного в 130 километрах от города.
От Айтматова к Пржевальскому
Другим зримым напоминание о лежащем за тянь-шаньским хребтом соседом является деревянная дунганская мечеть, выполненная в традициях китайской архитектур. Дунгане – потомки китайских мусульман, которые переселились в Российскую империю во второй половине XIX века.
Любопытно, что дунгане говорят на старом ханьском диалекте китайского языка, но используют кириллическую письменность. Этот народ славится своей отличной кухней, но на взгляд автора этих строк, в Киргизии надо очень постараться, чтобы найти место с невкусной едой. Как утверждают местные жители, каждый район страны имеет свою кулинарную специфику.
От Айтматова к Пржевальскому
Подобно многим приграничным местам, находящимся на стыке культур и государств, – Каракол состоит из казалось бы несовместимых противоречий. Типовые советские пятиэтажки стоят на склонах великого азиатского хребта. В домах, характерных для русской провинции XIX века, живут потомки кочевников великой степи, а по соседству с ними работают «Еврофастфуды», где зимой обедают московские хипстеры, приезжающие на соседние горнолыжные базы. Впрочем, все вышесказанное можно отнести и ко всей Киргизии.

*Согласно распространенной, хотя и абсолютно недостоверной легенде, Пржевальский был настоящим отцом И.В. Сталина, якобы посетив Гори во время одного из своих путешествий.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Она молода, прекрасна и настойчива. Причем прекрасна в полном смысле этого слова. Прекрасна по-современному. У нее стать и лицо настоящей фотомодели. Ну почему, почему ее еще не заметили рекрутеры из какого нибудь крутого модельного агентства? Ей место на подиуме! Именно там она бы смотре ...
Пока на Украине продолжается матч, на других геополитических площадках происходят не менее интересные, но полностью игнорируемые российскими аналитиками события. С одной стороны, о том что Сауды и официальный Вашингтон (т.е. команда Обамы, не путать с остальными элитарными ...
У Софьи на редкость благополучная жизнь: здоровый и смышленный четырехлетний сынишка, любимый муж, дом - полная чаша. Софья имеет возможность не работать, заниматься семьей. Дел Софье хватает и дома: недавно они въехали в собственную квартиру и только что обустроились. Впереди лето, ...
С самого утра мы почувствовали себя значительно лучше и ничтоже сумняшеся решили навестить высшую точку Европы. Путь на канатке с двумя пересадками обошелся нам в 1400р с человека, за эту сумму нас забросили на высоту 3850 метров. Станция Гарабаши — конечная, поезд дальше не идёт.  ...
Очень много мыслей в голове, и эмоций в сердце, но темы одной никакой нет, не могу связать эти мысли в какую-то структуру, но писать очень хочется. Наверно это то, чего мы так пытаемся достичь в медитации - быть в моменте, чувствовать себя здесь и сейчас, не думать ни о прошлом, ни о ...