Освящение оружия по-японски.
sindzidaisya — 20.12.2018Итак, возвращаемся в Камакуру. Главным в соревновании ябусамэ является как раз не столько сама стрельба из лука, сколько его освящение. Проходит она в большом храмовом павильоне Цуругаока Хатимангу. Потом еще будет освящение самих стрелков и приношение Каннон даров - овощей и фруктов. Кстати, аналогичные действия в отношении оружия происходят во всех средневековых государствах, и даже в 20-м веке вполне типичное и совершенно обязательное мероприятие в некоторых обществах. Другое дело, что из этих луков никто, кроме спортсменов, не стреляет, поэтому в отношении данного вида оружия - действие чисто символическое, реконструкция прошлого для туристов. Но пока народ собирался глазеть на состязания - точно так же, как в средние века, - священники храма собрались в павильоне, чтобы вознести молитвы за луки. Не знаю уж, мемориальные это были луки или новодельные, но выглядело все красиво.
Сами луки лежали на подиуме, и я не видел, чтобы их спрыскивали или мазали чем-то освященным.
Сама церемония была довольно понятна, хотя основной ее сути и отдельных деталей объяснить не могу, т к все делалось в молчании или шепотом.
Сидели старшие священники и жестами командовали, что делать и куда встать.
Остальные молча повиновались им и делали какие-то непонятные манипуляции со священными текстами и предметами.
Наверное, знатоки старо-японского языка и традиций могли бы что-то объяснить. Но как я понял, что самим современным японцам это было не очень интересно, потому что вокруг павильона было мало народу, все стояли у ворот и ждали начала процессии.
Поэтому все выглядело загадочно и неопределенно.
Здесь надо учитывать, что синтоистские священники сильно отличаются от буддистских, и вообще буддисты с массе своей не привержены такому детализированному культу. Несмотря на смешение синтоизма и буддизма в Японии, в каждом отдельном храме - свои традиции и до полного синкретизма никогда не доходит. Если в Токио преобладают буддистские мотивы, то в провинции много синтоистских храмов. В Камакуре тоже никто из синтоистов не лезет на территорию, занимаемую Дайбуцу, и наоборот. Строгие религиозные школы всегда разъяснят разницу, т к крайне недовольны путаницей в головах совсем обмирщенных обывателей.
Поэтому луки привлекали общее внимание гораздо больше, чем проводимые вокруг них церемонии.
Тем временем, в толке стали собираться новые участники процессии. Многие из них смешались со зрителями, но потом все направились к павильону, откуда должны были выйти стрелки, самураи с судьи.
Я бы заметил, что Цуругаока Хатимангу, подобно храму Ясукуни в Токио, является храмом военных, точно так же как в синтоистском пантеоне обожествленный Хатиман считается покровителем солдат. Такая «специализация» помогла храму быстро занять лидирующее место в религиозной жизни Камакурского сёгуната и поддерживающих его самураев. Он стал родовым храмом семьи Минамото. После переноса столицы в Нару, Киото и Эдо Цуругаока Хатимангу все равно пользовался поддержкой ведущих воинских кланов - Ходзё, Асикага, Тоётоми, Токугава.
Разумеется, вся эта реконструкция прошлого сейчас стала историей и совершенно не отражает реального политического устройства, но все равно посмотреть на людей в древних облачениях было любопытно.
Ранги всех этих священников, возможно, имеют значение в храмовой жизни, но со стороны кажутся настоящим театром.
При этом реальные представители влиятельных родов тут тоже присутствовали и руководили всей церемонией по-настоящему.
Продолжение следует.
|
</> |