"Освобождение". Бог, который Дьявол
sacredcultural — 25.10.2021Одной из самых неожиданных концепций в буддизме является идея о демоне-искусителе, как обитателе самой верхней сферы Мира иллюзий (Мира страстей или еще по другому Мира явлений). Лишь еще одной частью которого выступает наш людской мир.
Мало того, Мара (так его называют) считается правителем этой самой верхней сферы. Поскольку сфера венчает собой многосоставное иллюзорное пространство, то как водится, здесь обретаются наибольшие возможности и могущество. И действительно, здешние существа с успехом занимаются тем, что удовлетворяют самые разнообразные желания существ рангов пониже. И Мара, понятное дело, номер один в рейтинге исполнителей.
Знакомый концепт, не правда ли?
Мефистофель, Воланд, Дьявол — все это о нем...
Важное здесь, что Мара=Дьявол, как живущий на самом верху Мира иллюзий и самый могущественный его обитатель, по праву носит имя «князь мира сего».
Дьявол как создатель этого мира
Мир иллюзий периодически создается (в христианстве это описано в первых главах книги «Бытие») и разрушается (концепт «Страшный Суд»). Так вот, в буддизме весь этот конгломерат страстных миров создается появлением в них существ, однажды падающих из более верхних уровней.
Дьявол и есть то самое существо, которое первым появилось в Мире иллюзий, как раз на самом его верхнем этаже. Появилось и долгое время оставалось в одиночестве. Ему было тоскливо и тогда возжелало, чтобы вокруг появились подобные ему: «О, если бы и другие существа могли достичь здешнего состояния!»
«Тогда другие существа, оттого ли, что окончился срок или окончилось действие заслуг, оставляют существование в сонме сияния и вновь рождаются во дворце Брахмы спутниками того существа» («Брахмаджала сутта»).
Ничего не напоминает? «В начале было Слово, и
Слово было у
Бога»
Дьявол подумал, что существа, появившиеся в результате падения из верхних пространств, есть продукт его мысли.
Ведь раньше я сказал себе так: „О, если бы и другие существа могли достичь здешнего состояния!“ Таково было стремление моего разума, и вот другие существа достигли здешнего состояния.
И те существа, которые появились, сказали себе: «Ведь он — досточтимый Брахма, великий Брахма, победоносный, непобедимый, всевидящий, всесильный, владыка, творец, созидатель, наилучший устроитель, повелитель, отец бывшего и будущего. Мы сотворены этим почтенным Брахмой?»
Согласитесь, христианская и буддийская идея сотворения мира сходны. И, сходны следовательно, концепты «Создатель» или «Бог Отец», с одной стороны, и «Брахма» или «Мара» [он же Дьявол], с другой.
О сходстве Дева-devil и Мара-Мария
Я как-то писал об этом старательно замалчиваем сходстве. Посмотреть можно тут и тут.
***
В истории принца Сидхартхи (иначе Будды) и иудейского царевича Иисуса есть сходный момент, как оба они приближаясь к заветной цели, встречают на своем пути демона-искусителя — героя этой заметки.
В традиционном представлении, христианский персонаж стремится в царство Отца, а Дьявол ему мешает, предлагая взамен стать царем царства земного.
В представлении, генерируемом этой заметкой, Отец и Дьявол есть одно и то же. И тогда многими пропагандируемое стремление надо трактовать, как желание освободиться из-под отцовского влияния, уход из родительского дома...
***
Занятные изображения диалога отца с сыном...
Обратите внимание на шар в руках Отца-Дьявола. Если это символ мира, то получается, что Христос принял власть над миром поскольку привычно изображается с этим шаром.
|
</> |