Осенняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6
elika — 30.10.2024 Теги: Лавров Более 53-х лет назад, то есть 14 февраля 1971 года, состоялась премьера легендарного телесериала «Следствие ведут знатоки». Этот сериал изначально задумывался как цикл телеспектаклей и появился только благодаря инициативе тогдашнего министра внутренних дел Николая Анисимовича Щёлокова. В начале семидесятых он проводил глубокие реформы советской милиции, целью которых было повышение её «престижа среди населения, падение уровня преступности, предупреждение преступлений и повышение среднего интеллектуального уровня советского милиционера». По инициативе Щёлокова, к слову, было создано более 15 высших учебных заведений для работников милиции.Щёлоков понимал, что нужна наглядная пропаганда деятельности милиции, и лучше всего с этим справится телевидение, которое тогда только набирало обороты. На экране нужно было создать образ честного, порядочного и человеколюбивого милиционера. Организация новых телеспектаклей была поручена старшему редактору Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения Эмилии Каширниковой. После анализа советской детективной литературы она остановила свой выбор на авторском тандеме супругов Ольги и Александра Лавровых (Александр Лавров сам был следователем, поэтому знал, что можно и нужно писать, чтобы и начальству угодить, и зрителей заинтересовать, и правильный образ сотрудника милиции создать). К концу 1970 года Лавровы представили сценарии первых четырёх серий: «Чёрный маклер», «Расскажи, расскажи, бродяга», «Естественная убыль» и «Волшебные узоры», из которых в дальнейшем редакторы и режиссёры и сделали пять отдельных телеспектаклей.
Съёмки начались очень быстро. Режиссёром стал Вячеслав Бровкин. Актёров, согласно требованию редакции, подбирали в Театре на Малой Бронной. На роль Пал Палыча Знаменского был выбран Георгий Мартынюк, а на роль Томина — Леонид Каневский. Роль Зиночки должна была сыграть Анна Антоненко, однако, она в тот момент ждала ребёнка, и в последний момент пришлось найти ей замену — Александр Лавров порекомендовал на роль Зиночки Эльзу Леждей из Театра киноактёра.
Для вхождения в роль будущие Знаменский, Томин и Кибрит регулярно проходили подготовку в МВД. Им разрешалось присутствовать на допросах и даже выезжать на обыски. Георгий Мартынюк вспоминал, как он однажды присутствовал на допросе:
«Как всегда, заключённому, молодому парню, нас представили сотрудниками милиции. В какой-то момент следователь не выдержал и накричал на парня, несколько раз даже стукнул кулаком по столу. Заключённый неожиданно повернулся в мою сторону и сказал: "А вот следователь Знаменский с подследственными всегда разговаривает только вежливо"».
Удачной оказалась и наскоро написанная для сериала песня «Незримый бой», впоследствии отмеченная премией МВД. Автор музыки — Марк Минков, слов — Анатолий Горохов. По воспоминаниям Минкова, он сочинил эту песенку за несколько минут, «шагая от дома к пивному ларьку на Арбате» :)
Первые пять фильмов были отсняты за один год, по тем временам очень быстро. Почти все сцены снимались в закрытых помещениях с минимальным числом декораций. Лишь знаменитую концовку фильмов, где тройка главных героев едет на автомашине «Волга» снимали на Садовом кольце. В целом, съёмки велись немного по-семейному. Например, во втором фильме «Ваше подлинное имя» в роли бродяги снялся сам режиссёр-постановщик Вячеслав Бровкин (см. фото справа), а в роли дежурной Ниночки — первая жена Георгия Мартынюка, Валентина. Первые четыре фильма односерийные, а пятый и шестой уже были разбиты на две серии.
Популярность сериала росла с каждой новой серией. В середине 70-х, когда по телевизору «Знатоки» вели очередное расследование, улицы буквально вымирали. Знаменитая троица следователей пользовалась невероятной народной любовью. Георгий Мартынюк вспоминал:
«На меня обрушилась такая лавина славы, что даже по улице невозможно было пройти, чтобы не услышать: "Пал Палыч!". Мне кажется, люди и фамилии моей настоящей не знали, для них я был Пал Палыч Знаменский».
В чём же была причина такого обожания? Да просто люди увидели в «Знатоках» тех самых идеальных милиционеров: справедливых, обаятельных, смелых и интеллигентных. Кстати, роль Знаменского принесла актёру не только всесоюзную славу и любовь, она практически закрыла Георгию Мартынюку двери в большое кино. Режиссёры не хотели приглашать его в свои фильмы — актёр стал слишком узнаваемым. За два десятилетия Мартынюк снялся в двадцати двух сериях «Знатоков» и лишь в паре-тройке полнометражных фильмов. Леонид Каневский и Георгий Мартынюк после ролей Томина и Знаменского больше не могли выходить и на сцену Театра на Малой Бронной – зрители попросту не воспринимали их в других образах. Однажды, когда им довелось сыграть преступников, в зале вообще поднялся хохот – идеальные милиционеры в тюремных робах смотрелись комично. А Каневского даже гаишники при встрече называли Томиным и отдавали честь.
1973-й год оказался переломным в истории сериала. Изначально он задумывался состоящим всего из 5—6 фильмов. Когда же, в связи со зрительским успехом и требованиями МВД, съёмки продолжились, Леонид Каневский хотел навсегда оставить роль Томина, и авторы уже готовились продолжать сериал без него. Но зрители очень активно участвовали в судьбе «знатоков», писали письма, настаивали, негодовали... Поэтому когда в одной из серий Томина убили (надо же было как-то преподнести исчезновение главного персонажа!), телевидение засыпали письмами протеста. И доблестного майора пришлось «оживить»:
«К нам в редакцию пришло несколько тысяч писем примерно такого содержания: "Убьёте Томина — продадим телевизор!". Так что в следующем фильме Томин у нас "выздоровел"», — вспоминал режиссёр.
А вот Пал Палыч Знаменский, как известно, долго не мог жениться. И вот, в одной из серий у него возник роман с работницей детской комнаты милиции (её играла Анна Каменкова). И снова пошли письма. Одно из них было подписано целой группой врачей и медсестер Фрунзенской городской клинической больницы:
«Передайте Лавровым, что Пал Палыч должен жениться или на Зиночке Кибрит, или вообще ни на ком. Мы его жену возненавидим».
Так Пал Палыч и остался холостяком.
Люди верили «знатокам» безгранично: на Петровку, 38 присылали письма, адресованные «следователю Знаменскому», а в Театр на Малой Бронной к Георгию Мартынюку приходили женщины с уголовными делами и просили разобраться. На помощь надеялись даже преступники. Один из них так прямо однажды и написал: «Если бы моё дело вёл Пал Палыч Знаменский, я бы получил на два года меньше».
Милицейское начальство очень плотно опекало сериал. Консультанты во главе с замминистра внутренних дел проверяли все сценарии, давали указания, требовали исправлений — в общем, как могли, берегли военную тайну и проявляли бдительность. Аргументы приводили такие: вот вы показываете, как совершается преступление, и тем самым учите преступников, как надо воровать. Авторы переживали, нервничали, но сценарии терпеливо переписывали. Кстати говоря, в те времена в МВД не существовало таких следственных «троек», какая была у «знатоков». Но эту неправду жизни авторам прощали. А однажды их даже пригласил важный генерал и сказал: «Какая замечательная идея! Пожалуй, и мы попробуем так работать». Вот так «знатоки», можно сказать, помогали укреплять органы правопорядка! :)
Но бывали, конечно, и курьёзные случаи вмешательства высокопоставленных цензоров. Во времена Щёлокова главными цензорами сериала от МВД были консультанты картины — генерал Борис Викторов и полковник Владимир Статкус. По их требованию, например, «знатоки» бросают курить, а на романе между Знаменским и Кибрит авторы вынуждены были поставить крест. А однажды была неожиданная ситуация, связанная с уже готовым фильмом «До третьего выстрела». В воскресенье консультант приехала смотреть готовую работу вместе с внуком, который учился тогда в начальных классах. В этом фильме главная героиня (её роль исполняла, как уже говорилось, Анна Каменкова) отвечала за работу с молодёжью, а в финале её убивали подростки, которым в руки попало оружие преступника. Вечером после просмотра консультант позвонила авторам и потребовала переделать финал готового фильма, так как гибель замечательной молодой сотрудницы милиции не понравилась её внуку. Долгие переговоры с консультантом ни к чему не привели. Пришлось переснимать небольшую сцену и переозвучивать текст, который объяснял зрителям, что героиня всего лишь ранена.
После смерти Брежнева, пришедший на его пост Андропов сменил руководство МВД, и консультанты сериала тоже поменялись. По воспоминаниям Александра Лаврова, однажды Андропов лично принял участие в цензурировании сериала и полностью изменил вторую часть «Дела №17»: «Так резко ещё рано», — вынес он свой вердикт. Вторую половину детектива были вынуждены изобретать и снимать заново.
Последняя серия «Знатоков» — «Мафия» — вышла на экраны в 1989 году. На этом кинокарьера Георгия Мартынюка надолго прервалась. Актёр вспоминал:
«Время было абсолютно непонятное. И наша работа замерла. Кино не снимали, в театры тоже люди перестали ходить. Видимо, было не до этого. Часто на спектакле зрителей в зале было меньше, чем артистов на сцене. Отсюда и материальные проблемы. Как у всех в то время...»
Один раз Мартынюк снялся вместе с Каневским в рекламе для Израиля, куда тот вскоре после окончания съёмок в сериале уехал жить и работать.
«Было очень забавно, — говорил Мартынюк. — Рекламировали израильского мобильного оператора. Снимали рекламу в гостинице "Россия", из окна — вид на Кремль. Я сидел в генеральской форме, в руках — бюст Дзержинского, и говорил: "Алло! Отлично слышно!" А Каневский отвечал: "Томин выбирает лучшее". Эта реклама в Израиле шла целыми днями, и Лёня снова пережил взрыв популярности».
Трагичнее всего после съёмок сложилась судьба Эльзы Леждей.
«Мы на Малой Бронной еще худо-бедно жили, — рассказывал Мартынюк. — А Театр киноактёра, где работала Эльза, полностью распался. Она осталась нищей, никому не нужной пенсионеркой. Её нигде не снимали. Муж — Сева Сафонов — умер. Эльза, Элла мы её называли, впала в депрессию, ни с кем не хотела общаться. Болела. В прошлом году позвонила мне поздравить с юбилеем. Я извинился, что не пригласил её, а она в ответ: "Что ты, что ты! Я никуда не хожу. Я себя очень плохо чувствую"».
Когда Лавровы писали продолжение «Знатоков», они позвонили актрисе, и она сказала, что вряд ли будет сниматься, ей предстоит серьёзная операция на лёгких... Даже когда она умирала, попросила, чтобы на похоронах никого не было, кроме домашних.
...Десять лет спустя после выхода последней серии сериал попытались возродить. Режиссёром стал Владимир Хотиненко. Главных героев по-прежнему играли Георгий Мартынюк и Леонид Каневский. Героиню Эльзы Леждей, которая по сюжету погибала, заменила Лидия Вележева: ей специально придумали подходящую фамилию – Китаева. Однако старые герои плохо прижились в новых реалиях. Да и сценарий был слабоват. Поэтому после двух серий возрождённый проект всё-таки закрыли. Но это не помешало «Знатокам» превратиться в легенду, которой они и остаются на протяжении более полувека.
Это был шестой выпуск моей "Осенней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.
|
</> |