Осада Севастополя. Русские офицеры в плену. Часть 4
nik_rasov — 23.02.2020

5. Лазурный берег, а потом и остальная Франция
«Но где же? Где он мой Тулон?» — задавался вопросом князь Андрей Болконский близь захолустной австрийской деревушки Шёнграбен перед дракой с французами.
«Да, где же Тулон?» — вопрошали пассажиры и экипаж парохода «Панама».
Тут всё ясно. Тулон, помимо всего прочего, известен тем, что именно с осады этого портового города началась слава полководца Наполеона Бонапарта, которой так жаждал для себя Болконский. А на «Панаме» ждали Тулона в прямом смысле — не терпелось высадиться на землю и окончить плавание.
И вот 18 июня 1855 года Тулон наконец показался.
Бонапарт уже с лишком тридцать лет как был мёртв, а Францией правил его племянник Император Наполеон III.
Вот он:
Похож на дикобраза, ощетинившегося штыками вместо иголок. Мне эта карикатура понравилась ещё в школьном учебнике, поэтому я её сюда и вставил. Наполеон III говорит на ней, что никакая Республика Франции не нужна, а нужна Империя, и что многие считают будто Империя несёт войну, но на самом деле Империя — это мир. Мир — это война, а Океания никогда не воевала с Остазией!
Ну, или как-то так...
И вот в результате этого самого пресловутого мира в Тулон прибывают морем русские офицеры, взятые французами в плен под Севастополем и привезённые в такую даль на казённый счёт.
В Тулоне русских поместили в местном укреплении и дамы городского общества наперебой принялись наносить им визиты, привозя с собой разные вкусности.
А на десятый день как поступили хитрые французы? А?
Солдат они оставили в тулонском укреплении, а офицерам и юнкерам предложили свободу. Выбирайте, говорят, любой город кроме Парижа и живите там с богом.
Правда пленные должны были дать честное слово, что не покинут Францию. А так как честное слово к делу не подошьёшь, то ещё была составлена соответственная подписка.
Наши выбрали город Роан, который им присоветовали как недорогой для жизни.
А на что, кстати, жили наши пленные? На какие, извиняюсь, шиши?
Французское правительство выделило им средства на проезд и месячное жалование согласно чину каждого офицера, как если бы они состояли на службе во французской армии. Кроме того представители российского правительства, что жили себе в Париже несмотря на войну, прислали им по 50 рублей серебром.
Жить можно!
Наши провели в Роане полтора месяца и местные были с ними очень любезны.
И вот наконец явился жандармский офицер и сообщил им, что между странами назначен размен пленными и что ежели господа пожелают, то могут в нём участвовать.
Наши пожелали и ночным поездом выехали в славный город Париж.
Столица встретила русских занюханным отелем и, сняв номера, они отправились завтракать в общую залу.
Тут появился какой-то штатский. Он поговорил с буфетчиком, который указал ему на русских, затем подошёл к ним и представился. Это был протоиерей Иосиф Васильевич Васильев.
Васильев состоял при посольской церкви в Париже, а когда, с началом войны, наше посольство выехало, остался при церкви вместе со своим причтем (другими служителями церкви). С ним же была его жена и пятеро детей.
Вот этот человек:

Протоиерей Васильев взял на себя бремя забот о наших пленных, находящихся на территории Франции. Он добивался свобод для них, собирал средства на содержание и помощь пленным и для этого даже выговорил встречу с Императором Наполеоном III.
Спустя время, в 1881 году, Иосиф Васильевич скончался в своём гатчинском имении и был похоронен в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Со временем памятник на могиле священника исчез и в 2000 году на месте его могилы в торжественной обстановке состоялось новое захоронение.
Там, говорят, похоронили, видимо, более достойного сына Отечества — мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака.
P.S. Продолжение следует. Все даты в тексте приводятся по старому стилю. Предыдущие части: первая, вторая, третья.
Надменность, гордыня статусом
Сила воли – как добродетель на уровне манипура-чакры
Покушение на Шойгу
Кирха, лужи, отражения
"Ленинградская кантата". Часть 3.
Водонапорная башня
Про обмены в русской демонологии
Ким Дотком призвал президента России проучить Запад

