Орша: отпуск в Беларуси.
kirill_moiseev — 10.02.2020 1) В Оршу я поехал впервые за очень долгое время сервисом автомобильных путешествий Blablacarом, то есть предварительно связался с водителем, который едет в том же направлении, договорились о поездке, часть стоимости бензина ты ему возмещаешь, хотя на деле цене даже через этот сервис не уступают тарифам официальных перевозчиков автобусами или поездами (при пользовании последним при поездке между странами постсоветского пространства ты ещё переплатишь и межгостариф, если не заморачиваться электричками до границы и пересадкой в пограничном городе). Сам водитель был выходцем Смоленской области, который 20 годами ранее женился на белоруске, уроженке Оршанского района, и остался там жить. Двое других попутчиков были также из района, только у меня целью поездки была сама Орша - восточные ворота Беларуси. Все трое мужиков, включая водителя, возвращались с вахты охранниками на выходные по завершению смены.2) Общих тем разговора у нас не нашлось, почти всю поездку мы все молчали, иногда только тишина прерывалась определёнными политическими ремарками из серии "если бы не Россия, у нас в Белоруссии давно бы всё загнулось" или "российские дпсники все пузатые, а белорусские гаишники стройные красавцы и подтянутые". В принципе, у всех сказывалась общая усталость после работы, включая и меня, хоть у меня пребывание в Орше ознаменовало собой начало отпуска.
По общим наблюдениям, именно визуальное оформление русскоязычного сайта Blablacarа нужно изменить с отображением типичных фоток попутчиков на постсоветском пространстве, а не изображать счастливые и улыбающиеся европейские лица, которые всю дорогу совместного пути смеются, любуются природой (сами посмотрите на сайт и поймёте). Когда я перед новым годом предложил через этот сайт поездку из Москвы до Брянска на 31 декабря, регулярно среди откликов были фотки охранников, побитых жизнью людей, которые регистрировались на сайте едва ли не сидя в общественном транспорте в час-пик.
3) После пересечения границы вышло так, что водитель пропустил поворот на Оршу, вследствие чего мы продолжали движение по международной трассе в сторону Минска. Изначально у него был навигатор на телефоне, но аппарат связи разрядился, а зарядить батарею он то ли не догадался, то ли не было возможности. После чего он обратился ко мне за помощью, я со своим навигатором подсказал маршрут, чтобы доехать до Орши с противоположного направления и лишним крюком в 20 км (даже если он и развернулся на трассе, было бы столько же, только удобного места для разворота нам не попадалось и не оставалось как двигаться моим маршрутом). Изначально предполагалось, что он ночью высадит меня на востоке Орши на центральной площади у памятника Владимиру Ленину, но из-за его ошибки в пути я понял, что машина будет заезжать с западного направления и проедет мимо жд-вокзала "Орша-центральная". Вдобавок был очень сильный туман, водитель сильно нервничал, боясь ещё при этом случайно уснуть за рулём из-за сильной усталости. В ответ на мою просьбу высадить меня на западных предместьях Орши тот меня обвинил в том, что я намеренно послал его подобным маршрутом, я же парировал, что он сам ко мне обратился за навигацией. В общем, высадил меня там, где его попросил. Мне оставалось лишь пройти пешком 1 км до вокзала, где можно посидеть в тепле и, дождавшись рассвета, начать осмотр города.
4) Ночные миражи белорусских реалий.
5) Оказавшись на вокзале, я выпил чашечку чая и пошёл искать розетки, чтобы подзарядить телефон, чтобы в течение дня без опаски за батарею пользоваться картой города и заодно не потерять из виду место посадки автобуса обратно в Россию. Оказалась незадача, обошёл весь вокзал, однако все 8 найденных розеток оказались обесточены. Выход был идти в зал повышенной комфортности или в комнату отдыха. Подумал, всё-равно ещё темно, а зале повышенной комфортности стоимость пребывания оказалась очень даже хорошей (2,5 рубля или 75 российских рублей за 1 час), посидел там 2 часа, выполнил обязательный ритуал питья воды утром, подремал и пошёл гулять. Отмечу, что именно в Беларуси я впервые увидел работающие залы повышенной комфортности (в каких-нибудь международных аэропортах они бы назывались на международный манер lounge-зонами). Единственный раз в России мне попался подобный зал на жд-вокзале в Иваново, прикол был в том, что ключи потерялись, так как несколько месяцем помещение было закрыто, однако через 15 минут их отыскали и открыли. Зал в Иваново напоминал живую брежневскую эпоху с антуражем из кинофильма "Вокзал для двоих". В Орше же зал был кондиционирован (впрочем, зимой он и не нужен), с помещениями для переговоров (!!!) для руководства местных предприятий, залом для детей с множеством конструкторов, кулером с водой... в общем, хорошее качество.
6) Шикарная лепнина.
7) Первый раз в Орше я был проездом в 2010 году, когда, будучи студентом, ехал впервые на новый год из Москвы в Минск, чтобы покататься с друзьями на сноуборде в Логойске. Они все на машине ехали, ещё одна сокурсница Лена была проездом через Беларусь, возвращаясь в Москву после Украины с экскурсией в Припять и на Чернобыльскую АЭС, а я поездом. Помню, после Смоленска подошёл к проводнице, которая не спала и была в хорошем расположении духа, спросить, как скоро граница будет. На что она мне тогда с гордостью ответила: "Между нами нет границ!".
Затем я минут 40 спал, по прибытию в Орше я тогда уже 10 лет назад впервые увидел этот внушительный жд-вокзал. А башенка мне привиделась средневековым замком. Удивитесь, но именно сейчас, точнее 1 февраля 2020 года, я узнал, что это жилой дом, а часы-куранты - оригинальная деталь, в ночных же сумерках напоминающую Ратушу.
8) Главное здание жд-вокзала выстроено ещё в 1871 году, после Великой Отечественной войны перестроен на манер "сталинского ампира" или "сталинского неоклассицизма". Интересно ещё и то, что Орша соединяет 6 направлений жд-линий: магистраль Москва - Брест, открытая в 1871 году, пересекается здесь с тепловозной магистралью Петербург - Витебск - Киев, открытой в 1902 году. На юго-восток уходит линия на Кричев, которая начала функционирование в 1923 году, на северо-запад — тупиковая малодеятельная ветка на Лепель, открытая в 1927 году.
По линии на Кричев, которая оттуда продолжится в мою родную Брянскую область я прокатился в 2017 году.
9) У вокзала я прогулялся около 20 минут, за это время 6 составов пригородных дизелей и электричек прибывали и отправлялись через эту станцию. Орша мне напомнила даже МЦД в российской столице по интенсивности функционирования. 6 только пригородных "тягников", а сколько поездов дальнего сообщения за сутки мимо Орши проходят... В общем, пример того, насколько Беларусь входит в число развитых стран мира и находится наравне с Германией, опережая США, где пассажирское железнодорожное сообщение почти не функционирует.
10) Памятник пассажирскому паровозу модели П-36, который выпускался на Коломенском заводе, став последней производимой моделью паровоза в СССР. В Орше был установлен в 1984 году. В народе он получил название «генерал» за широкие полосы, тянущиеся вдоль боков.
11) По своей стилистике паровоз напомнил заставку к сериалу "Пуаро Агаты Кристи".
Сравните (с 23 по 30 секунды).
12) Завокзальная часть Орши с обширным частным сектором.
13)Вокзальное депо.
14) Грузовые пути.
15) Переезд.
16) Изначально станция Орша-центральная строилась за городом в отдельном посёлке, поэтому от вокзала до центра около 3 км. По улицам я шёл через вот такой спальный район по улице Василия Молокова, продолженной улицей Мира.
17) Обелиск-железнодорожникам-подпольщикам и домашний стадион местного футбольного клуба "Локомотив" в самом начале улицы Василия Молокова в 300 метрах от жд-вокзала. Интересный факт, что участников футбольной команды в шутку называли "районщики", так как в позднесоветское время регулярно они становились участниками массовых футбольных драк среди фанатов. Ключевым противником были фанаты футбольной районной команды от Оршанского льнокомбината, расположенного в 5 км от жд-вокзала, которых в народе называли "льняные".
18) Этот дворик чем-то Румынию напомнил по антуражу, хоть там не был, но знаком с несколькими местными фильмами.
19) На дворе было уже 9.30 утра, заметил, как к этому пункту подъезжало несколько машин такси, водители которых забегали туда и через минуту обратно выходили и отправлялись на свои рейсы. Напомнило мне, когда в раннем детстве на заводах перед допуском на смену мужики приходили подышать в баночку ещё до всяких алкотестеров.
20) Местная особенность в Орше, очень часто на жилых домах можно увидеть подобные таблички с информацией об именитых земляках. Полез даже в интернет узнать, это участник Великой Отечественной войны, уроженец Орши.
Ещё подумал о том, что "а ведь в Германии детей именем Адольф очень редко теперь называют".
21) Окна отражают реальность...
22) Подобную фотку можно увидеть в журнале Георгия Красникова griphon, любителя общественного транспорта, особенно его электрических вариантов. Орша даже не областной центр, а только райцентр, а в городе основу подвижного состава составляют низкопольные автобусы большой вместимости, чего представить нельзя в абсолютном большинстве стран мира. В России в городах, подобных Орше, основу автобусного парка составили бы ПАЗики. По уровню развития общественного транспорта Беларусь сравнима опять же с Германией, только там проезд в районе 2,70 евро, в Орше стоимость одной поездки составляет 60 бел. копеек (18 рос. рублей). Нигде в мире подобного не встретите по соотношению цена-качество.
23)
24) Начало улицы Мира.
25) Дорога в сторону Оршанского инструментального завода, производителя металлообрабатывающих станков и станочным оборудованием.
26) И вам спасибо за работу...
27) Вид с горки еврейского кладбища. Судя по репортажу о Ветке, ряд читателей удивились моему комплиментарному стилю рассказа о белорусских реалиях. Вот, смотрите, есть и такие неприглядные улочки.
28) Деревянная застройка напротив предприятия "Красный борец"
29)
30) Здесь пока с вами прервёмся. Прогулку по городу мы продолжим, где посмотрим еврейское и пролетарское кладбища, артефакты советских табличек и городской колорит Орши. Я намеренно пока не перехожу к показу исторических достопримечательностей Орши, мы в первую очередь увидим с вами тот город, в котором ежедневно живут и работают местные жители.
Как всегда, вы можете поддержать этот журнал на дальнейшие исследования и на создание новых материалов об интересных уголках России и Ближнего Востока.
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
PayPal PayPal.Me/KirillMoiseev
|
</> |