"Ориенталист" и Аменхотеп III


Эта книга с самого своего появления стала легендой. Грандиозный каталог-монография Бетси Брайан и Ариэль Козлофф посвящен эпохе Аменхотепа III и приурочен к потрясающей выставке об этом царе, которая проходила во Франции и США. Впервые эту книгу в 1993 году я листал в ГМИИ – Светлана Измайловна Ходжаш возила на выставку знаменитую «ложечку» в форме девушки с водяной лилией в руках, и музей получил в подарок каталоги и роскошный плакат, повторяющий обложку книги. Плакат был подарен И.А. Антоновой и висел у Варвары – ее тогдашнего секретаря. Фолиант долгое время лежал у нас, в Отделе Востока, и к нам приезжали другие египтологи – из числа тех немногих, кого Ходжаш пускала в Отдел - его смотреть. На сутки (!) я с трудом выпросил его, чтобы показать ребятам, с которыми учил древнеегипетский язык в ИВ РАН – мы листали его, восхищенные, после урока до глубокого вечера. Это к вопросу о другой ценности книг и знаний, о которой не задумываются порой сегодня.
В 1997 году, отправляясь в раскаленный и пыльный египетский июль, я загадал попытаться купить эту книгу, хотя ее стоимость что-то под 200 долларов тогда была колоссальной, особенно для студенческого бюджета.
На каирской улице Каср эль-Нил таился знаменитый «Аль-Мусташрик» («Ориенталист») - французский магазин книг и антикварной графики, куда мы с подругой и заглянули после дня, проведенного у пирамид в Саккаре. Мы были с ног до головы покрыты пылью, выглядели очень просто и управляющая магазином, статная египтянка с обсидиановыми глазами, надушенная одним из тех пьянящих и тяжелых ароматов, которые тогда еще выпускала «Кесма», бегала за мной, ожидая, что я наверняка что-то украду. На полке с особо дорогими альбомами стоял он - каталог «Аменхотеп III. Фараон-Солнце», запакованный от пыли в полиэтиленовую пленку. Я вынул книгу и протянул удивленной даме, сказав, что беру. «Месье даже не откроет книгу, чтобы посмотреть?» - брови-дуги медленно поднялись на лице со средневековой миниатюры. Я рассказал ей историю о том, как я загадал себе эту книгу, и она, очень удивленная, в том числе еще и тем, что молодые клиенты оказались русскими и что у русских – хороший французский язык, поспешила оформлять покупку и наливать нам чай.


Потом я часто заходил в эту удивительную сокровищницу за уникальными покупками. Ее владельцем оказался Хасан Ками, великолепный египетский тенор, многие годы - художественный руководитель каирской Оперы, обожавший Древний Египет. Впервые он спел Радамеса в «Аиде» в 1974 году в Вильнюсской опере, любил Советский Союз, обожал Елену Васильевну Образцову и всегда принимал меня очень тепло, прося не торопиться и рассказывая удивительные истории, пока управляющая – его жена – готовила непременный черный чай.
Удивительный магазин, в котором пахло фолиантами и временем, был частью его досуга на пенсии, а раритеты на полках – драгоценностями, привлекавшими самых известных египтологов того времени. Собственно, и сам Хасан Ками был на протяжении 17-ти лет здесь клиентом, а когда магазин выставили на продажу, приобрел его не раздумывая.

Господина Ками не стало в 2018 году, его жена Нагва ушла в лучший мир еще раньше. Магазин закрылся – он не был нужен, как это часто бывает, наследникам. После долгих споров, в которые вмешивался Министр культуры страны, все книги и коллекции поразительного магазина были выкуплены и переданы в Александрийскую библиотеку. У меня, к счастью, остались не только воспоминания, но и многие книги на моих полках.
Недавно великолепный каталог «Аменхотеп III. Фараон-Солнце» появился в оцифрованном виде. Ловите ссылку: https://disk.yandex.ru/d/WAR5cDgjpIbrAw