рейтинг блогов

Орёл. Музей Лескова. Литературная стезя — иконостас святых и праведников

топ 100 блогов uctopuockon_pyc18.07.2022

Продолжение, предыдущая часть — https://cand-orel.livejournal.com/1437214.html

Орёл. Музей Лескова. Литературная стезя — иконостас святых и праведников

По побуждению и результатам посещения музея Лескова в Орле...

Орёл. Музей Лескова. Литературная стезя — иконостас святых и праведников

Закончили в прошлый раз на том, что роман «На ножах» явился поворотным пунктом в творчестве писателя. Как отмечал Максим Горький, «…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников». Основными героями произведений Лескова стали представители русского духовенства, отчасти — поместного дворянства. 

«Русский вестник» (Русскій Вѣстникъ) — российский журнал М. Н. Каткова, издававшийся с 1856 по 1906 год (до 1887 года в Москве, потом в Петербурге). Один из наиболее влиятельных литературных и общественно-политических журналов России второй половины XIX века. Оказывал огромное влияние на развитие общественной мысли и движение литературной жизни.
«Русский вестник» (Русскій Вѣстникъ) — российский журнал М. Н. Каткова, издававшийся с 1856 по 1906 год (до 1887 года в Москве, потом в Петербурге). Один из наиболее влиятельных литературных и общественно-политических журналов России второй половины XIX века. Оказывал огромное влияние на развитие общественной мысли и движение литературной жизни.

Основными героями произведений Лескова стали представители русского духовенства, отчасти — поместного дворянства. Разрозненные отрывки и очерки стали постепенно складываться в большой роман, в конечном итоге получивший название «Соборяне» и напечатанный в 1872 году в «Русском вестнике». 

Орёл. Музей Лескова. Литературная стезя — иконостас святых и праведников

Как отмечает литературный критик В. Коровин, положительных героев — протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, — повествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, «со всех сторон обступают деятели нового времени — нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа». Произведение, темой которого стало противодействие «истинного» христианства казённому, впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями. Оно же стало первым, «имевшим значительный успех».

«Соборяне» — роман-хроника Николая Лескова, написанный в 1866—1872 годах. Повествует о последних годах жизни двух священников и дьякона в вымышленном городе Старгороде. Входит в трилогию «старгородских хроник» вместе с неоконченной повестью «Старые годы в селе Плодомасове» и романом «Захудалый род».Критики называют роман самым удачным из романов Лескова.
«Соборяне» — роман-хроника Николая Лескова, написанный в 1866—1872 годах. Повествует о последних годах жизни двух священников и дьякона в вымышленном городе Старгороде. Входит в трилогию «старгородских хроник» вместе с неоконченной повестью «Старые годы в селе Плодомасове» и романом «Захудалый род».Критики называют роман самым удачным из романов Лескова.
Протопоп Савелий Туберозов — духовный лидер собора в вымышленном провинциальном городке Старгороде. Как и другие «соборяне» — дьякон Ахилла Десницын и отец Захарий Бенефактов, отец Савелий твердо верит в идеалы православия. Не желая идти на компромиссы, он вступает в конфликт с церковным начальством местными властями, старающимися его подкупить. Последние ожидают, что он искоренит раскол (старообрядчество) в пользу официального православия и будет сообщать властям о политически неблагонадёжных. Туберозову противостоят школьный-учитель-нигилист Варнавка Препотенский и политический провокатор Измаил Термосесов, секретарь князя Борноволокова, ревизора, прибывшего в Старгород. Туберозов отказывается подчиниться и осуждает насильственную борьбу со старообрядчеством как варварство. В конце романа Туберозов произносит речь, обвиняя местных господ в эксплуатации крестьян и насилием над сельским населением. Он созывает местных чиновников на молебен и читает проповедь, больше похожую на политическую речь, обещая наказание власть имущим, которые относятся к своим людям как к животным. Термосесов пишет на отца Савелия донос, который угрозами заставляет подписать Борноволокова. Туберозов переживает многочисленные унижения, после чего его запрещают в служении. Он заболевает и умирает. Дьякон Ахилла вскоре гибнет из-за несчастного случая, а отец Захарий умирает от естественных причин.
Протопоп Савелий Туберозов — духовный лидер собора в вымышленном провинциальном городке Старгороде. Как и другие «соборяне» — дьякон Ахилла Десницын и отец Захарий Бенефактов, отец Савелий твердо верит в идеалы православия. Не желая идти на компромиссы, он вступает в конфликт с церковным начальством местными властями, старающимися его подкупить. Последние ожидают, что он искоренит раскол (старообрядчество) в пользу официального православия и будет сообщать властям о политически неблагонадёжных. Туберозову противостоят школьный-учитель-нигилист Варнавка Препотенский и политический провокатор Измаил Термосесов, секретарь князя Борноволокова, ревизора, прибывшего в Старгород. Туберозов отказывается подчиниться и осуждает насильственную борьбу со старообрядчеством как варварство. В конце романа Туберозов произносит речь, обвиняя местных господ в эксплуатации крестьян и насилием над сельским населением. Он созывает местных чиновников на молебен и читает проповедь, больше похожую на политическую речь, обещая наказание власть имущим, которые относятся к своим людям как к животным. Термосесов пишет на отца Савелия донос, который угрозами заставляет подписать Борноволокова. Туберозов переживает многочисленные унижения, после чего его запрещают в служении. Он заболевает и умирает. Дьякон Ахилла вскоре гибнет из-за несчастного случая, а отец Захарий умирает от естественных причин.

На произведение оказали влияние собственные воспоминания Лескова, который был выходцем из семьи священников, а также политические новости и 1860-х годов и реакция на них, в том числе создающийся одновременно с «Соборянами» роман «Бесы» Фёдора Достоевского. Заметно взаимное влияние этих двух произведений, поскольку Достоевский и Лесков внимательно читали друг друга. Так, в «Бесах» революционер-провокатор Верховенский предлагает Ставрогину роль Ивана-царевича в политическом заговоре, а в «Соборянах» Термосесов предлагает князю Борноволокову: «Будьте-ка вы Иван Царевич, а я буду ваш Серый Волк».

Другие существенные источники влияния включают: работы по истории и быту русского духовенства, в числе которых запрещённая книга священника Иоанна Белюстина «О сельском духовенстве в России» (упоминается в самих «Соборянах») и сочинения духовных писателей, включая Иннокентия Херсонского; политическая журнальная полемика 1860-х годов; «Житие протопопа Аввакума» (Туберозов напоминает Аввакума Петрова); Николай Гоголь с его умением сочетать идиллию и сатиру; английская проза XVIII—XIX веков, от Лоренса Стерна до Энтони Троллопа: «Соборяне» часто сравниваются с английскими романами о священниках.

Орёл. Музей Лескова. Литературная стезя — иконостас святых и праведников

Одновременно с романом писались две «хроники», созвучные по тематике и настроению основному произведению: «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) и «Захудалый род» (полное название: «Захудалый род. Семейная хроника князей Протазановых. Из записок княжны В. Д. П.», 1873). Согласно одному из критиков, героини обеих хроник — «образцы стойкой добродетели, спокойного достоинства, высокого мужества, разумного человеколюбия». Оба эти произведения оставляли ощущение незаконченности. Впоследствии выяснилось, что вторая часть хроники, в которой (согласно В. Коровину) «язвительно изображались мистицизм и ханжество конца александровского царствования и утверждалась социальная невоплощённость в русской жизни христианства», вызвала недовольство М. Каткова. Лесков, разойдясь во мнениях с издателем, «не стал дописывать роман». «Катков… во время печатания „Захудалого рода“ сказал (сотруднику „Русского вестника“) Воскобойникову: Мы ошибаемся: этот человек не наш!» — позже утверждал писатель.

Орёл. Музей Лескова. Литературная стезя — иконостас святых и праведников
"Старые годы в селе Плодомасове"— роман- хроника, написанный в 1872 году.В центре романа - село Плодомасова, находящееся в росийской глуши, а потому покрытое мраком глухой неизвестности; а название свое оно получило по имени бояр Плодомасовых. Из когда-то благонравного родового поместья село превратилось в разбойничий очаг, возглавляемый последним отпрыском, боярином Никитой Юрьевичем. Злому началу в лице последнего Плодомасова противостоит начало доброе, праведное, в лице героини повествования – Марфы Андреевны, которую ребёнком развращенный самодур увёз силой из родительского дома, вознамерившись сделать её своей если не женой, то наложницей. События разворачиваются таким образом, что вероятная погибель от содеянного похищения невинного дитя обернулась спасением для злодея, и заступницей его стала сама юная дева. (https://e-spark.ru/starye-gody-v-sele-plodomasove/)
«Захудалый род» — это хроника отдельно взятой семьи. Главная героиня Варвара Протозанова вышла из обычного мало знатного рода, но своими манерами и поведением достойнее дворян с богатым историческим прошлым. В ее уста Лесков вкладывает большой смысл. Здесь нет насыщенной событиями сюжетной линии. Повествование завязано на монологах, диалогах и воспоминаниях героев. Казалось бы, это история одной семьи, в которой как бусина за бусиной связаны незначительные события. Однако их череда приводит к упадку целого рода. Тоже самое происходит в масштабах государства: реформы, волнения, война сделали свое дело. Пропали доброта, уважение, вера, совесть. Обладание землями заменяет благородство, а личные умения не нужны, когда есть руки крепостных крестьян. Размер земель и количество душ – вот что волнует дворянство. Героиня рассуждает о вере, чести, воспитании детей, о роли сыновей в жизни рода, о судьбе государства. Становится понятно, что патриотизм — чувство не только светлое, но и трагичное. Некогда влиятельный и знатный род Протозановых сегодня живет воспоминаниями. Через хроники одной семьи Лесков показывает историю оскудения дворянства и государственного упадка. (https://rrepetitor.ru/short/zahudalyj-rod-n-s-leskov-ochen-kratkoe-soderzhanie-2/)
«Захудалый род» — это хроника отдельно взятой семьи. Главная героиня Варвара Протозанова вышла из обычного мало знатного рода, но своими манерами и поведением достойнее дворян с богатым историческим прошлым. В ее уста Лесков вкладывает большой смысл. Здесь нет насыщенной событиями сюжетной линии. Повествование завязано на монологах, диалогах и воспоминаниях героев. Казалось бы, это история одной семьи, в которой как бусина за бусиной связаны незначительные события. Однако их череда приводит к упадку целого рода. Тоже самое происходит в масштабах государства: реформы, волнения, война сделали свое дело. Пропали доброта, уважение, вера, совесть. Обладание землями заменяет благородство, а личные умения не нужны, когда есть руки крепостных крестьян. Размер земель и количество душ – вот что волнует дворянство. Героиня рассуждает о вере, чести, воспитании детей, о роли сыновей в жизни рода, о судьбе государства. Становится понятно, что патриотизм — чувство не только светлое, но и трагичное. Некогда влиятельный и знатный род Протозановых сегодня живет воспоминаниями. Через хроники одной семьи Лесков показывает историю оскудения дворянства и государственного упадка. (https://rrepetitor.ru/short/zahudalyj-rod-n-s-leskov-ochen-kratkoe-soderzhanie-2/)

Сам Лесков оценил «Захудалый род» выше «Соборян» и «Запечатлённого ангела», назвав его «самой зрелой работой». Публикация в журнале первой и второй частей получила высокую оценку со стороны Ивана Аксакова и Николая Пирогова.

Орёл. Музей Лескова. Литературная стезя — иконостас святых и праведников

Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881). Впоследствии критики отмечали здесь, с одной стороны, виртуозность воплощения лесковского «сказа», насыщенного игрой слов и оригинальными неологизмами (нередко с насмешливым, сатирическим подтекстом), с другой — многослойность повествования, присутствие двух точек зрения: «где рассказчик постоянно проводит одни взгляды, а автор склоняет читателя к совсем иным, часто противоположным». 

События повести начинаются приблизительно в 1815 году. Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург.Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол его брата, императора Николая I, блоху нашли среди вещей покойного государя и не могли понять, в чём смысл «нимфозории». Донской казак Платов, который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову осуществить дипломатическую поездку на Дон и заодно посетить проездом заводы в Туле. Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников, среди которых и мастеровой по прозвищу «Левша», показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона, Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице под большим увеличением «мелкоскопа» выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав все ноги крошечной блохи.Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился отослать подкованную блоху обратно в Англию, чтобы продемонстрировать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе и жениться, но он отказался. На обратном пути в Россию Левша держал с «полшкипером» (помощником шкипера) пари, по которому они должны были перепить друг друга. По прибытии в Петербург моряка привели в чувство в богатой больнице для знати, а Левша, не получив должной медицинской помощи, умер в простонародной Обухвинской больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают». Перед смертью Левша передал доктору Мартын-Сольскому оружейный секрет чистки стволов: «— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». Но Мартын-Сольский не смог передать поручение (помешал военный министр граф Чернышёв, заявивший доктору: «Знай своё рвотное да слабительное, а не в своё дело не мешайся»), и по словам Лескова: «А доведи они левшины слова в своё время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
И ещё некоторые ...
...
Что-то я сегодня ржу с утра насчет грядущей "газовой войны". Ситуация и в самом деле анекдотическая. В Кремле решили как следует наказать "сбежавшую невесту" Януковича и заставить его отказаться от брака с прынцем из Брюсселя. Понятное дело, с помощью излюбленного рычага - газового. ...
Пришла на приём женщина. Хотел написать — молодая, но куда там — тридцать лет! В этом возрасте женщина может быть красивой, желанной, сексуальной, нежной и т.д и т. п., но никак не молодой. Молодая — это до 20 лет или около того. Лучше, конечно — 20 - ( минус). Придумали себе утешение: ...
...