Опять бой с немцами, и опять за Брестскую крепость...
valery_brest_by — 27.02.2016
В Бресте прошло бурное обсуждение книги «Брест. Лето 1941 г.
Документы. Материалы. Фотографии». Мероприятие с участием
авторов-составителей (Кристиана Ганцера, Елены Пашкович, Евгения
Розенблата) проходило 27 февраля с 12 до 15 часов в Брестской
областной библиотеке имени Горького.
Авторы-составители: Кристиан Ганцер (руководитель группы авторов-составителей) докторант Лейпцигского университета (тема докторской диссертации «Брестская крепость как историческое место и место памяти»), а также белорусские и немецкие ученые - Ирина Еленская, Елена Пашкович, Евгений Розенблат, Сергей Новиков.
Смоленск: Инбелкульт, 2016. 723 страницы.
Перечень публикуемых в книге документов можно посмотреть здесь.

За документы коллектив авторов хвалили, а вот за статью "Сталина длинная тень. Плен как ключевая проблема историографии обороны Брестской крепости" Кристиану Ганцеру досталось. Впрочем, он сам подставился. Во вступительном слове в библиотеке, когда говоришь, что "надо уходить от нарратива героической обороны", не стоит пальцами в воздухе кавычки изображать при слове "героизм".


Судя по цитатам из этого вступления, которые приводили выступающие, там были явные полемические перегибы, в которых усмотрели попытку "дегероизации" и сомнительные выводы об устарелых моральных стереотипах русских, мол, современные люди сдаются, а не сопротивляются.

Жестко выступил директор музей "Брестская крепость". Он зачитал письмо сына одного из погибших к автору предисловия. Жаль, что попросили не делать видео и не выкладывать аудио. Волна эмоций была впечатляющая.
Сказали свое слово и другие историки. Один из них считает, что на 80% содержание уже известно, но спасибо за добавленные 20%, фотографии и справочный аппарат.
Возможно (это я предполагаю) перегибы в предисловии были связаны с тем, что такую книгу подготовить и издать нужны серьезные деньги. Из года в год это откладывалось. А когда берешь чьи-то деньги - могут возникать некоторые обязательства. Быть может, за последние два года отношения между Россией и Германией так накалились, что деньги на замаскированную пропаганду нашлись только сейчас.
Подобно тому, как про Алексиевич бы давно забыли, если бы не успешные бомбардировки российских ВКС в Сирии. Пришлось срочно впрыснуть в русскоязычное информационное поле пацифизма с гнильцой.
Но, это мои предположения. Быть может, просто устали историки. Библиография ведь солидная.
Книга издана при поддержке фонда Фрица Тиссена. Финансирует молодых ученых и научно-исследовательские проекты.

Из биографии Фрица Тиссена, очень непростая судьба:
"Несмотря на принадлежность к монархистской Германской национальной народной партии (нем. Deutschnationale Volkspartei), в 1930 году Тиссен публично поддержал Адольфа Гитлера и национал-социалистов: ещё в 1923 году он оказал серьёзную материальную поддержку НСДАП.
По словам посла США в Германии Уильяма Эдварда Додда, в феврале 1936 года Тиссен заявлял, что пожертвовал Гитлеру значительную часть своего состояния. В те времена Тиссен надеялся на восстановление старой системы сословий и уничтожение нацистами рабочего движения.
1 июня 1931 года Фриц Тиссен вступил в НСДАП. В октябре 1931 года Фриц Тиссен участвовал в создании оппозиционного Веймарской республике Гарцбургского фронта. 27 января 1932 года благодаря содействию Тиссена Гитлер выступил с агитационной речью перед дюссельдорфским клубом промышленников. Фриц Тиссен входил в группу промышленников, банкиров и землевладельцев, направивших в ноябре 1932 года письмо рейхспрезиденту Паулю фон Гинденбургу с требованием назначить Гитлера рейхсканцлером.
В июле 1933 года Тиссен был назначен пожизненным членом преобразованного Германом Герингом Прусского государственного совета, в ноябре того же года — депутатом рейхстага от НСДАП. Немного позднее гауляйтеры Эссена, Дюссельдорфа и Северной Вестфалии назначили члена государственного совета и депутата рейхстага Фрица Тиссена высшей государственной инстанцией по экономико-политическим вопросам.
Тиссен стал членом Академии германского права, получил место и голос в Генеральном совете по экономике и в Экспертном совете по политике населения и расы в рейхсминистерстве внутренних дел. Тиссен был сенатором и в Обществе кайзера Вильгельма, предшественнике Общества Макса Планка. В мае 1933 года Тиссен при поддержке Гитлера основал в Дюссельдорфе Институт сословий, где он намеревался подвести научную основу под идеологию сословного государства.
...Разногласия между Тиссеном и Гитлером обострились, когда Тиссен, обратившись к Герингу, безуспешно пытался вступиться за брошенного в концентрационный лагерь бывшего министра благотворительности Пруссии Генриха Хиртзифера и смещённого обер-бургомистра Дюссельдорфа Роберта Лера. ...Тиссен критиковал погромы евреев и надвигавшуюся войну Германии с западными странами; однако он приветствовал войну против Советского Союза.
31 августа 1939 года Тиссен получил приглашение в Берлин на заседание рейхстага. Тиссен в тот же день телеграфировал Герингу с почты в Бад-Гаштайн: «Не могу принять участие вследствие неудовлетворительного состояния здоровья. По моему мнению необходимо своего рода перемирие, чтобы выиграть время для переговоров. Я против войны. Из-за войны Германия окажется в зависимости от России в сырьевой области и тем самым потеряет свое положение мировой державы». 2 сентября 1939 года Тиссен эмигрировал вместе со своей супругой, дочерью и зятем в Швейцарию.
Во Франции в 1940 году Тиссен надиктовал журналисту Эмери Ривзу свою книгу «Я финансировал Гитлера» (англ. I Paid Hitler), поквитавшись с Гитлером и рассказав о своей собственной роли в возвышении Гитлера. Тиссен ещё не успел прочитать корректуру своей книги, когда германские войска вошли во Францию. Несмотря на однозначные заверения маршала Петена не выдавать Тиссена нацистской Германии, в конце 1940 года под давлением гестапо Тиссен был арестован и выслан в Германию.
В Германии Тиссен прошёл через несколько концентрационных лагерей (с условиями, названными «почётными»: сначала вместе со своей супругой Амелией он был помещён в санаторий в Нойбабельсберге близ Потсдама, далее в ноябре 1943 года — в концентрационный лагерь Заксенхаузен, 11 февраля 1945 года — в Бухенвальд, а 3 апреля — в тюрьму в Регенсбурге и в конце концов в концентрационный лагерь Дахау. Ривз опубликовал книгу Тиссена без согласия автора в 1941 году. После войны Тиссен дистанцировался от этого эпизода своей жизни и сделал всё для того, чтобы книга не появилась на немецком языке. После окончания войны Тиссен был интернирован союзниками и освобождён в 1948 году Комиссия по денацификации сочла вину Тиссена минимальной."
|
|
</> |
Как выбрать обувь Терволина
Доходный дом Н.Г. Тарховой после реставрации
Дабы в Госдуме дурь каждого была видна — СМИ должны указывать авторов
Первый снег
о многоязычном мышлении
Складничок-тесачок
Мастер русской графики
Хазарский иудаизм
Подводя итоги осени.

