Оптическая революция Ван Эйка

топ 100 блогов galik_12309.02.2020 Оптическая революция Ван Эйка

2020 год объявлен в Бельгии годом гениального фламандского живописца Яна ван Эйка. Программу празднования бельгийцы назвали "О Боже! Ван Эйк был здесь". Эта фраза из подписи на картине "Портрет четы Арнольфини", которая на выставке не представлена, она находится в Лондонской национальной галерее. На этой картине Ван Эйк вписал свое отражение (фигура в синем) в зеркало, висящее за супружеской парой.

Главным культурным событием года является выставка  Яна ван Эйка в гентском Музее изящных искусств MSK (с 1 февраля по 30 апреля). Выставка называется "Оптическая революция Ван Эйка". Поскольку не все желающие попадут на эту выставку, а если и попадут, то фотографировать всё равно категорически запрещено, предлагаю вашему вниманию фотоэкскурс по выставке, собранный на просторах интернета, в основном - на сайте музея и выставки.

Оптическая революция Ван Эйка
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини, 1434. Лондонская национальная галерея

В мире осталось всего двадцать атрибутированных работ ван Эйка и достоверных произведений его мастерской, из них 13 привезли в Гент. Среди экспонатов - картины из бельгийских музеев, музеев Ватикана, мадридского Прадо, музея Пола Гетти в Лос-Анджелесе, Национальной художественной галереи в Вашингтоне. Многие из картин, представленных на выставке, никогда не покидали стен музеев, которым они принадлежат.
Сохранившиеся сведения о художнике в основном относятся к последнему периоду его жизни и творчества. Начало пути, период обучения, ранние работы - всё это совершенно неясно и вызывает множество споров. Он, предположительно, родился около 1390 года, скорее всего, в Маасейке и умер в Брюгге 14 июля 1441 года. Как дипломат и художник при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго много путешествовал по Фландрии и далеко за её пределами.
Возможно, Ван Эйк начал своё творчество с миниатюры. На выставке представлены листы из Турино-Миланского часослова, которые приписывают кисти Яна ван Эйка.

Оптическая революция Ван Эйка
Ян ван Эйк. Турино-Миланский Часослов, 1420​–1440. Палаццо Мадама, Турин

Судя по стилю картина "Мадонна в церкви" была написана Ван Эйком до Гентского алтаря и является самой ранней из известных живописных работ мастера. Вероятно, она представляла собой створку диптиха, на другой части которого мог быть изображён донатор. Готический собор, в котором является Мадонна, несёт в себе черты реальных построек - церкви Сен-Дени или собора в Генте, но не является точной их копией.

Оптическая революция Ван Эйка
Ян ван Эйк. Мадонна в церкви. 1420-1427. Берлин-Далем, Картинная галерея государственного музея


Оптическая революция Ван Эйка
Мадонна в церкви. Фрагмент

В основном, формирование Ван Эйка-художника происходило до создания Гентского алтаря в 1432 году. Сцена "Благовещения" (1433-1435) выполнена монохромно и является имитацией скульптуры. Фигура архангеля и Марии изображены как изящные статуэтки из слоновой кости.

Оптическая революция Ван Эйка
Ян ван Эйк. Благовещение. Диптих, 1433-1435. Национальный музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид.


Оптическая революция Ван Эйка
Ян ван Эйк. Благовещение, 1434-1436. Национальная художественная галерея, Вашингтон, коллекция Эндрю У. Меллона.

Маленькая картина  "Святая Варвара" - редкость не только в творчестве Ван Эйка. Картина представляет собой уникальное явление в старой нидерландской живописи с точки зрения техники исполнения. На хорошо загрунтованной меловым грунтом доске кончиком тонкой кисти нанесён коричневатый рисунок, разработанный во всех деталях и законченный. Святая Варвара обычно изображалась художниками с небольшой башней в руках - согласно легенде она была заключена в башню за приверженность свою христианству. Ван Эйк показал Святую с пальмовой ветвью в руках - символом мученичества, а башня видна в глубине как реальная постройка.

Оптическая революция Ван Эйка
Ян ван Эйк. Святая Варвара из Никомедии, 1437. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Ян ван Эйк является и создателем жанра светского портрета в Нидерландах. Его портреты невелики по размерам, просты и удивительно жизненны. Он не подчёркивал в портретах высокое общественное положение, богатство и власть, его интересовало другое - поиски инвидуального в облике человека.

Оптическая революция Ван Эйка
Ян ван Эйк. Портрет мужчины с голубым шапероном, 1428-1430, Национальный музей Брукенталя, Сибиу, Румыния

Один из ранних портретов Ван Эйка, так называемый Тимофей, является попыткой передать внутренний мир человека. Неизвестный юноша задумчив, глаза его рассеянно смотрят вдаль, рука машинально сжимает рукопись.

Оптическая революция Ван Эйка
Ян ван Эйк. Мужской портрет, так называемый Тимофей, 1432. Лондонская национальная галерея

Годом позже был выполнен "Портрет мужчины в красном тюрбане". Лицо здесь наиболее выписанная часть портрета, внимательный взгляд направлен на зрителя - новый приём в творчестве художника. Предположительно, это автопортрет Ван Эйка.

Оптическая революция Ван Эйка
Ян ван Эйк. Портрет мужчины в красном тюрбане (предположительно автопортрет), 1433. Лондонская национальная галерея


Оптическая революция Ван Эйка
Ян ван Эйк. Портрет Бодуэна де Ланнуа, 1435. Берлинская картинная галерея

Портрет ювелира из Брюгге - это понятно по тому, с каким изяществом он держит кольцо в руке.

Оптическая революция Ван Эйка
Ян ван Эйк. Портрет Яна де Лейва, 1436. Музей истории искусств Вены, Картинная галерея

Единственный из сохранившихся женских портретов изображает жену художника.

Оптическая революция Ван Эйка
Ян ван Эйк, портрет Маргариты ван Эйк, 1439. Городской музей изящных искусств, Брюгге


Оптическая революция Ван Эйка
Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале, 1436.  Городской музей изящных искусств, Брюгге

В экспозиции представлена картина "Мадонна с младенцем у фонтана", выполненная художником за два года до кончины. Под этой работой стоит знаменитая подпись Ван Эйка, выполненная в псевдо-греческом алфавите. Ян ван Эйк был одним из первых художников Северного Возрождения, который начал подписывать свои работы и изобрёл собственную подпись, начальные буквы каждого слова которой означали: "Так хорошо, как я могу".

Оптическая революция Ван Эйка
Ян ван Эйк. Мадонна с младенцем у фонтана, 1439. Музей изящных искусств, Антверпен


Оптическая революция Ван Эйка
Ян ван Эйк. Святой Франциск Ассизкий, получающий стигматы. 1440. Художественный музей Филадельфии

Центральное место на выставке отведено восьми отреставрированным внешним панелям Гентского алтаря с поклонением агнцу собора Святого Бавона. Никогда прежде полный комплект наружных панелей не выставлялся за пределами собора и не взаимодействовал с другими работами Ван Эйка и его современников. Более того, после 2020 года панели уже больше никогда не покинут собор.
При подготовке экспозиции совершили несколько научных открытий. Одно из них связано с алтарем: выяснилось, что на протяжении около 400 лет роспись, которую принимали за работу Ван Эйка, была записана в XVI веке. Когда реставраторы изучили поверхность алтаря через инфракрасное излучение, убрали грязь и восстановили краски, им открылась практически новая картина, более характерная для Ван Эйка.

Оптическая революция Ван Эйка
Ян и Хуберт ван Эйк. Гентский алтарь в закрытом виде, 1432. Собор Святого Бавона, Гент


Оптическая революция Ван Эйка
Гентский алтарь. Фрагмент

10 оставшихся внутренних панелей Гентского алтаря находятся в Соборе святого Бавона.

Оптическая революция Ван Эйка
Ян и Хуберт ван Эйки. Поклонение агнцу, 1432. Панели внутренней части открытого алтаря. Собор Св. Бавона, Гент


Оптическая революция Ван Эйка
Поклонение агнцу. Фрагмент

После реставрации у агнца на центральной панели исчезла лишняя пара ушей, появившаяся в процессе предыдущих реставрационных работ. Выражение мордочки животного оказалось совершенно человеческое. Такой эффект стал возможным из-за неправильно посаженных глаз и низко расположенных ушей. Ван Эйк сделал это явно намеренно, судя по тому, как анатомически правильно написаны другие участники композиции.

Оптическая революция Ван Эйка
Фрагмент

Важным событием года станет возвращение Гентского алтаря после выставки в Собор святого Бавона. В октябре 2020 года в Генте будет открыт в соборе новый современный центр для посетителей, где будут размещены отреставрированные панели Гентского алтаря и коллекция других подлинных сокровищ искусства.

Все фото взяты с сайта выставки vaneyck2020.be, Гентского музея изящных искусств  www.mskgent.be и википедии.
По материалам: Н.Н. Никулин. Золотой век Нидерландской живописи. XV век. Изд-во Изобразительное искусство, Москва, 1981
Злоключения мистического агнца. Через что прошёл Гентский алтарь за 588 лет жизни

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Отвечаю. На мой взгляд, продукция рта г-жи Скабеевой исчерпывающе точна. Разумеется, люди, работающие на государственном канале, то есть, назначенные определенными официальными лицами,  не должны приглашать в свой эфир людей, призывающих к смене назначивших их официальных лиц ...
Проснись для жизни!:)       ...
В здании Парламента Великобритании запрещено умирать.В Майами, штат Флорида, запрещено кататься на скейтборде в полицейском участке.В Лондоне запрещено ловить на улице такси, если вы больны чумой.В Великобритании закон дает право беременной ...
Таки попал на знаковое мероприятие. Не фанат сборищ, на которых нельзя пообщаться со всеми сразу, тем более где нельзя посидеть за рюмкой чая до рассвета. Но тут хотелось воочию посмотреть, ибо на ТВ полагаться трудно - первые кнопки будут ...
Гуляя по набережной реки Пряжки я неожиданно наткнулся на изящный особняк в классическом стиле (наб. реки Пряжки, 50), резко выделяющийся среди своего окружения. Как оказалось, построен он был для замечательного каменотеса-скульптора Самсона ...