Опоки несбывшихся надежд. Часть VI. Тернистый путь домой

топ 100 блогов russkij_sever09.01.2022 Шестая, заключительная часть повествования о нашем летнем небольшом автопутешествии в Опоки.

Опоки несбывшихся надежд. Часть VI. Тернистый путь домой

На часах было шесть вечера, на 40 километров пути от асфальта мы потратили больше четырёх часов - и нам нужно было ехать эти 40 километров обратно, после чего искать правильную дорогу от села имени Бабушкина до Иды. А изначально мы планировали вечером этого дня уже вернуться домой. Но тут, на краю обрыва стало понятно, что нам предстоит незапланированная ночёвка.

В принципе, ничего страшного в этом не было: запас продуктов и воды у нас ещё имелся, а на работу в понедельник никому не надо было. Было только досадно, что нас, словно ту лягушку из притчи, "сварили" постепенно - и что так неожиданно подвёл OsmAnd. Этот тупик на дороге стал символом третьей несбывшейся надежды в нашем путешествии: я-то был уверен, что можно просто построить маршрут в Иду в навигаторе и доехать до неё. По возвращении я нанёс этот овраг на OSM-карты и написал в техподдержку Яндекса, чтобы они тоже сделали разрыв дороги в этом месте (N59°29.565′ E43°13.986′).

Опоки несбывшихся надежд. Часть VI. Тернистый путь домой

Развернувшись на узкой дороге, мы двинулись в обратный путь. По дороге ещё раз осознавали эффект лягушки, которую варят постепенно - только теперь в обратном порядке. Сначала мы увидели то место, где с дороги уходил в лес след "симексов"; потом упавшее поперёк дороги дерево; затем началась неровная гать с торчащими из земли брёвнами, идущая сквозь болото. Переезжая бетонную трубу, мы с Сашей оба шаркнули по ней брюхом.

Опоки несбывшихся надежд. Часть VI. Тернистый путь домой

Далее был поворот налево и бревенчатый мост через Леджу. Мы ехали и удивлялись: как же ещё тут не сообразили, что пора поворачивать назад. После моста мы увеличили скорость - и одно из колёс Ховера начало издавать скрип. Потенциальная поломка в таких диких краях всегда вселяет в душу леденящий ужас. Но в этот раз просто камешек попал между тормозным диском и суппортом. Я остановился, пару метров проехал назад - и скрип исчез. Так мы и доехали до асфальта к восьми часам вечера, потратив на 40 километров от рухнувшего моста всего два часа.

Поскольку на мою рассудительность и предусмотрительность ни у кого из коллектива надежды уже не было, эти качества вынужден был проявить Саша. Он предложил в селе имени Бабушкина заехать на "Лукойл" и залить полные баки: неизвестно было, что нас ждёт впереди. Мы так и поступили. С заправки позвонили каждый к себе домой. Я сообщил жене и родителям, что приеду в деревню либо поздно ночью, либо завтра утром. Саша позвонил своим родителям в Кострому и сообщил то же самое. Забавно было, что его мама ещё днём (до нашего звонка) хотела обрадовать внука: мол, вечером приедут папа с мамой. Опытный же Сашин папа ей на это сказал:
- Ну, что ты? Это они только планировали, что сегодня к вечеру приедут. Наверняка либо застряли где-нибудь в грязи, либо сломались, либо ещё что-то случилось. В лучшем случае, завтра к обеду приедут!

После заправки, звонков и лёгкого перекуса мы поехали по асфальту в сторону той дороги, которую приметил Саша. Символично, что мой Ховер встретил свой стотысячный юбилей именно там - в путешествии, вдалеке от дома и при отсутствии ясности, по какой дороге домой возвращаться. Я сообщил своим товарищам по рации, что остановлюсь сфотографировать юбилейный пробег. Александра в ответ пошутила:
- Ты, главное, не начни там пить шампанское!

Опоки несбывшихся надежд. Часть VI. Тернистый путь домой

Добравшись до съезда на "Сашину" дорогу, мы свернули на грейдер. Времени было - половина девятого вечера, уже начинались сумерки.

Опоки несбывшихся надежд. Часть VI. Тернистый путь домой

По этому широкому накатанному грейдеру мы преодолели примерно 10 километров. Проехали деревню Тупаново, въехали в лес и... Саша передал по рации:
- Разворачиваемся! Там начинается такая же ерунда, как на предыдущей дороге.
Снова накатанный грейдер кончился, пошла узкая, заросшая травой дорога с еле различимой одинокой колеёй. Ещё и дождь начался, усиливая наше уныние и отчаяние. Мы развернулись, поехали обратно - и, на своё счастье, в Тупанове встретили возле дома местного жителя. Остановились, вышли из машин, поздоровались и стали его расспрашивать о пути в Костромскую область.

Иногда бывает, что местные жители сами плохо знают окружающую местность и дороги. Но этот мужичок знал всё очень подробно. Он рассказал, что на первой нашей дороге мост рухнул довольно давно. Вторая дорога, ведущая через Тупаново - в принципе, вполне проходимая для внедорожников:
- УАЗики тут ездят. Там, правда, подъём один очень крутой есть... Но, если хотите экстрима - поезжайте!
Экстрима нам в девять часов вечера уже не хотелось, и местный житель поведал, что съезд с асфальтового шоссе на цивилизованный грейдер, ведущий в Иду и далее в Костромскую область, располагается в 18 километрах восточнее. Правда, он нас предостерёг:
- До Иды-то дорога точно есть. А вот дальше я уже не уверен!
Но что после Иды есть дорога в Костромскую область - это я знал. Мы поблагодарили его за информацию - и поехали в сторону этого грейдера.

Непрекращающийся дождь только усиливал ощущение безнадёжности, вызванное двумя неудачами в выборе дороги. Казалось, что никаких шансов проехать в Иду у нас нет, третья попытка также не завершится успехом. Я по рации попросил штурмана-Александру посмотреть, далеко ли по этому шоссе Р-7 до Никольска: уже думал не покидать более асфальт, а отправиться в объезд - через Никольск, Шарью и Островское. Оказалось, что до Никольска далеко, без малого 170 километров на восток. Кроме того, Александр в ответ передал по рации напутствие:
- Вспомни тот ролик: "У меня была тактика, и я её придерживался".
(Имелся в виду знаменитый фрагмент из интервью Александра Несяева.)

Наконец, мы достигли Льнозавода и Минькова - и, действительно, увидели большой и освещённый перекрёсток. Было уже почти десять часов вечера, под фонарями стояли фуры: дальнобойщики устроились на ночлег. Мы тоже сильно устали и перенервничали - но сначала должны были достичь Иды, прежде чем думать о ночёвке. Свернули направо, на юг. Первые 10 километров шёл асфальт, а потом начался широкий, но очень тряский грейдер, по которому два наших внедорожника ехали сквозь темноту. Прекратившийся ненадолго дождь продолжился с новой силой - а ещё началась сильнейшая гроза. Сверкавшие молнии регулярно освещали всю линию горизонта, а от некоторых особенно ярких вспышек и вовсе становилось светло, как днём. Мы с Сашей ехали и по рации обсуждали представавшую перед нами необычайную красоту и свирепую мощь стихии. Супруга его тем временем мирно спала и не любовалась огненными всполохами молний, вселявшими в душу страх и восхищение.

От Минькова по асфальту мы ехали со скоростью 60-70 км/ч, далее по грейдеру 40-50 км/ч. В Юркине повернули направо, на запад, поехали параллельно железной дороге по более неровному грейдеру со скоростью 30-40 км/ч (давление в колёсах было асфальтное, стравливаться до грейдерных полутора атмосфер мы поленились). Проехали Княжево и наконец достигли того перекрёстка, до которого мы не доехали три километра по первой дороге. Там повернули налево, на юг. Грейдер стал ещё более неровный, весь в лужах - зато на левой его стороне была выложена дорога из плит. Двигались мы со скоростью уже 20-30 км/ч - то по плитам, то по грейдеру: никак не могли определиться, где лучше. И до последнего момента присутствовали сомнения: а вдруг снова будет какое-нибудь препятствие, и в Иду мы не попадём? Но на этот раз мы ехали по общеупотребительной дороге, поэтому сомнения были абсолютно иррациональными. В конце концов, мы переехали железную дорогу (это те самые пути, которые идут через Гремячий) и оказались в Иде. Часы показывали половину двенадцатого, дорога в 65 километров от Минькова до Иды заняла меньше двух часов. Трек нашего пути от самого Тупанова до Иды можно посмотреть тут: https://gpsloglabs.com/share/ae712a0d52da5b737832d2290e3939601235d12e/

Дальнейшую дорогу до Судая я уже знал. На душе сразу стало легче, и можно было уже подумать над местом ночёвки. В кромешной темноте мы продолжали путь по грейдеру в Костромскую область. Рядом с Идой свет фар ненадолго выхватил из сумрака то ли часовню, то ли что-то в этом роде. Строение было новое: когда мы с племянником ездили по этой дороге четырьмя годами ранее, ничего такого на обочине дороги не было.

Мы покинули Вологодскую область и въехали в Костромскую. На границе регионов располагается урочище Кордон, которое мне ещё в 2017 году показалось жутковатым. Думали заночевать на съезде к Кордону, но предусмотрительный Саша такое место забраковал: съезд хорошо просматривался с грейдера, а если бы подъехали какие-нибудь лихие люди - нам и убегать было бы некуда (дальше Кордона дороги нет). Поэтому мы проехали ещё без малого 10 километров и встали на ночёвку возле деревни (или, точнее, урочища) Салово. Времени было ровно полночь. Карта наших дневных попыток (двух неудачных и одной удачной) добраться до Иды выглядела так:

Опоки несбывшихся надежд. Часть VI. Тернистый путь домой

Мы с Сашей за эти два часа пережили всю гамму эмоций: от напряжения, вызванного неизвестностью, тёмной неровной дорогой и сильнейшей грозой - до облегчения, когда всё-таки достигли Иды и тем более когда добрались до Костромской области. Самое главное, мы знали, что terra incognita на нашем пути уже преодолена, дальше идёт известная дорога. Поэтому не сразу нашли взаимопонимание с его проснувшейся женой (которая думала, что поиски правильной дороги по-прежнему продолжаются):
- Мы где? Вы опять завезли меня в глушь, в лес?
- Здесь не глушь, мы рядом с деревней.
- Сейчас из этой деревни придут местные жители и нас ограбят!
- Деревня нежилая!
- Ага, а рядом наверняка кладбище. Не буду я здесь ночевать!
- А где ещё ночевать? Мы уже в Костромской области, в двух шагах от цивилизации. Через несколько километров отсюда начинается асфальт...
- Я это уже целый день слышу, что вот-вот начнётся цивилизация!
Спросонья всё кажется страшнее, чем есть на самом деле - тем более, в темноте. Понимая чувства Александры, её мудрый супруг предложил универсальный выход:
- Доставай виски!
Все трое сделали по паре глотков живительной влаги прямо из горла - и окружающая обстановка сразу перестала казаться жуткой и пугающей. Быстренько попив чаю, мы поспешили улечься спать.

Проснулись по будильнику в шесть часов утра: я должен был спешить в деревню, встречать гостей. При дневном свете это местечко (N59°13.931′ E43°08.533′) оказалось очень уютным и приветливым.

Опоки несбывшихся надежд. Часть VI. Тернистый путь домой

Мы наскоро позавтракали и побросали все вещи в багажники. Приключения не прошли для наших машин без последствий: я ещё вечером заметил, что после тряски на грейдере в Ховере стал туго двигаться влево-вправо рычаг переключения передач. Были опасения, что виновата не тряска, а бетонная труба посреди лесов и болот, об которую обе машины задели днищем. Но визуальный осмотр коробки передач повреждений и течей масла не выявил. А ещё почему-то перестала работать Си-Би рация. Наверно, тоже от тряски.

Опоки несбывшихся надежд. Часть VI. Тернистый путь домой

В восьмом часу утра мы выехали. Через 15 минут въехали в деревню Чертово - уже жилую. Экипаж Хавала сфотографировал любопытный двухэтажный деревянный дом.

Опоки несбывшихся надежд. Часть VI. Тернистый путь домой

Я почему-то думал, что от Чертова до Судая - рукой подать. Оказалось, что больше 30 километров - которые мы ехали около часа, потому что асфальт начался далеко не сразу. Когда же колёса наших автомобилей, наконец, коснулись асфальта, я взял рацию, нажал на тангенту и выразительно проговорил:
- С самого начала у меня была какая-то тактика. И я её придерживался!
Жаль только, что рация в Хавале к этому моменту уже разрядилась, и никто не слышал мою короткую, но очень убедительную речь.

После Судая места пошли уже знакомые. Если бы предыдущим вечером мы сразу выбрали правильную дорогу и засветло добрались бы до Костромской области, я бы предложил своим товарищам заехать и в Плосково - посмотреть на деревянную часовню начала XX века, и в Погорелово - полюбоваться знаменитым теремом. А для ночёвки можно было бы заехать в деревню Феднёво, что неподалёку от Берёзовца... Но времени ни на что у нас уже не было, поэтому мы продолжали путь домой. Проехали Повалихино - то самое, где местные жители выбрали главой сельской администрации бывшую уборщицу Марину Удгодскую, лишь бы не голосовать за бывшего главу, профессионального единоросса. В Чухломе заправляться не стали: бабушкинского бензина было ещё достаточно. Когда выезжали на шоссе Солигалич - Судиславль, Саша сказал по рации:
- Возвращаясь из глуши на нормальные дороги, важно не забыть, что снова нужно соблюдать осторожность и учитывать наличие других транспортных средств рядом с собой!

Мне казалось, что Саша с супругой в дебрях на границе регионов с трудом сдерживали желание меня прибить и закопать где-нибудь в чаще леса. Уж очень велик мой талант находить приключения на пустом месте. Но, напротив, по пути к Судиславлю мы обсуждали планы на следующее лето - в том числе, куда бы поехать двумя машинами вместе с детьми (естественно, уже без приключений). Перед Судиславлем мы остановились на обочине и тепло попрощались. На окружной дороге они повернули направо, к Костроме - а я налево, к Островскому. К этому моменту мне уже позвонила двоюродная сестра и сообщила, что они выехали из Судиславля к нам в деревню. Поэтому я, нигде не задерживаясь, проехал Островское, Заволжск, Кинешму - и уже после полудня въехал во двор нашего дома в деревне, где меня давно заждались и мои родители, и наши гости. Завершение путешествия получилось спешным и немного скомканным.

И снова пост в Инстаграме о шестой, последней части нашего путешествия появился раньше подробного рассказа:

https://www.instagram.com/p/CYZIvh0NF1h/

* * *

Подводя итоги и делая выводы из поездки в Опоки, надо сказать, что маршрут мне было нужно проработать более подробно и обстоятельно - например, изучить спутниковые снимки местности. Да и непосредственно во время путешествия надо было иногда думать, прежде чем ехать. Тут сразу же возникает второй вывод: в таких путешествиях необходим запас по времени, лишний день. У нас сложилась ситуация, что хотелось уложиться строго в три дня - в результате поездка вылилась почти в четыре дня. Если бы мы, имея в запасе ещё один день, не торопились - наверно, в селе имени Бабушкина удалось бы избежать скоропалительных решений типа езды по "первой" дороге. Если бы мы подумали и не спеша обсудили дальнейший путь, построили бы маршрут на Яндекс-картах - наверно, сразу бы выбрали правильную дорогу и к вечеру третьего дня прибыли бы по домам. Но, конечно, этот лишний день не всегда имеется в распоряжении.

Я оценил, насколько приятно ездить во внедорожные путешествия не из Москвы на выходные, а из отпуска, из деревни. С покатушки выходного дня обычно я возвращаюсь поздно вечером в воскресенье, совершенно без сил - а в понедельник утром нужно на работу. В результате грязные стропы и грязная посуда остаются лежать в Ховере до следующих выходных целую неделю - а иногда и не одну неделю. Да и мыть это всё потом не очень удобно, и сушить потом непонятно где. В деревне же я на следующий день отмыл в реке все стропы и шаклы, а для просушки их повесил на забор, на солнышко.

Опоки несбывшихся надежд. Часть VI. Тернистый путь домой

В принципе, можно было и сам Ховер помыть во дворе. Но я решил оставить это занятие профессионалам, чтобы вымыли керхером всю грязь из дисков и частично с днища.

Опоки несбывшихся надежд. Часть VI. Тернистый путь домой

А посуду я хорошенько отмыл на реке и потом высушил во дворе на солнышке. Копоть и сажа от походных котелков очень хорошо отмываются речным песком.

Опоки несбывшихся надежд. Часть VI. Тернистый путь домой

Ховер же я через несколько дней отмыл на автомойке в Кинешме. Мойщицей оказалась милая юная девушка, которая сообщила, что вообще-то мойка внедорожника у них стоит 350 рублей, но "за всю эту грязь" она с меня возьмёт 100 рублей сверху. Я согласился, но попросил как следует промыть диски и хотя бы чуть-чуть - детали передней подвески.

Опоки несбывшихся надежд. Часть VI. Тернистый путь домой

То ли эта мойка, то ли тряска на грейдерах спровоцировали - так или иначе, когда мы с семейством собрались уезжать из отпуска в Москву, Ховер меня крупно подвёл: просто отказался заводиться. Тесть своим Ховером дотащил меня на следующий день до кинешемских автоэлектриков, где нашли и устранили причину поломки - один из проводков отвалился от ЭБУ. Припаяли - и машина завелась. Но целые сутки на это были потеряны.

Опоки несбывшихся надежд. Часть VI. Тернистый путь домой

Рычаг переключения передач Ховера начал двигаться свободно сразу после возвращения, проблема с тугим передвижением влево-вправо не повторялась. Саша написал, что частично оторвал пластмассовую защиту днища (видимо, как раз при проезде бетонной трубы на гати). Других последствий путешествия для техники вроде бы не проявлялось. Для людей, участников поездки - тоже. Если не считать неуёмного желания съездить подобным образом ещё раз.

Говорят, что путешественник проживает три жизни: первую - когда планирует путешествие; вторую - когда совершает его; и третью - когда вспоминает о нём. Эта пословица мне очень близка. Для меня важно после возвращения вспоминать о поездке и писать о ней рассказ, анализируя события и свою реакцию на них, своё поведение. Теперь рассказ о нашем летнем мини-путешествии в Опоки дописан - значит, и само путешествие завершено.

Оглавление
Часть I. Тайны и сюрпризы левого берега Сухоны
Часть II. Великоустюгское бездорожье
Часть III. Мыс Бык
Часть IV. Фонтан
Часть V. Дебри на границе регионов
Часть VI. Тернистый путь домой

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
 Обещали зиму холодную и много, много снега.  Пока поставим галочку “обещание не выполняется”, весь декабрь был “э”, да и первая половина января не выглядит сильно обещающей. А снега нужно.  Для лыж и снегоступов, потому как пробежка по солнечным пляжам ...
Я ведь не зря состою в ваших рядах. Мы следим. Предлагаю новую тему для извлечения лулзов: http://gunter-spb.livejournal.com/1631448.html Итак, с удовольствием жду комментариев. Вы не думайте, что лулзоизвлечение закопирайчено - из компашки обиженных тоже можно ...
Последнее время в блогах стали появляться профессиональные нищие. Они же клянчельщики, плакатели и просители. Например, новоизраильская блогерша timbuktoo . Господа! Человек еще только год еврей, а уже дает фору всему местному населению. Заметьте, она не умирает, не больна, у нее ...
( Read more ... ...
Прочла вчера у френдессы фразу "неприлично быть женщиной, не востребованной мужчинами", и как-то очень остро она во мне отозвалась. Не только больно, холодно и пусто, но к определенному возрасту и неприлично, да. Из той же серии, что и "если к 30 годам ...