огромный пост про хоррор и фольклор
caramiell — 09.08.2016 когда страшно, когда дома нет ни одного мужчины, который может спасти, то по женской логике нужно всё усугубить и сделать, чтоб было ещё более жутко.решила пересмотреть фильм брабеца "букет".
если кто не знает, это баллады, записанные карелом яромиром эрбеном по мотивам самого хоррорного фольклора - чешского, из которых брабец выбрал семь и экранизировал. экранизация специфическая, не всем наверное подойдёт. но и не настолько шокирует, как кино другого моего со страстью любимого западно-славянина шванкмайера (который меджу прочим безумно красивый мужчина даже в своём почтенном возрасте).
потрясная музыка, роскошная картинка, красавицы-актрисы. эти баллады актуальны по сей день.
итак
первая баллада как пролог, коротенькая и называется "букет"
три дочери хоронят мать, скучают по ней, ходят к ней на могилу, на могиле вырастает душица.
вывод: безотцовщина - это плохо, а быть круглыми сиротами и того хуже. увы. грустная констатация. с большой долей вероятности девицам не получить хорошего образования, а прийдётся исполнять тяжёлую низкоквалифицированную работу. ничего не поделаешь(
вторая баллада самая красивая, называется "водяной"
ясноглазая хрупкая блондинка, терзаемая неясными желаниями, ходит на брег стирать платки, валяется на травке, как кошка - все признаки гормонального всплеска на фоне полового созревания. мать её, обезмуженная (видимо по причинам скверного характера) женщина, уговаривает дочь не ходить на бережок, но овуляция зовёт, девица идёт на мостки, мосток проваливается и она утопает. роскошную утопленницу берёт замуж водяной царь - прекрасный молодой мужчина со спортивной фигурой, ответственный, решительный, фертильный, явный доминант (о чём мы можем судить, глядя как он, не колеблясь, снимает набедренную повязку и овладевает свежевыловленной панночкой). он тут же делает ей младенца, дарит жемчуга и души в ней не чает. но девица тоскует по матери и через год уговаривает любимого мужчину отпустить её ненадолго. он колеблется, говорит, что женщины хитры и коварны, но в итоге сдаётся, наказав ей быть дома до свитанку, и в залог дитя оставляет у себя.
утопленица идёт к матери и мать не выпускает её в оговореное время. законный подводный муж приходит за супругой и говорит:
- пойдём домой, пора ужин готовить!
а мать забаррикадировалась и не пускает. водяной начинает ливни лить и снова зовёт:
- пойдём домой, пора постелю стлать мне!
тёща снова вмешивается и говорит:
-спи на тине как и раньше.
у него последний козырь:
- пойдём домой, дитя есть хочет, грудь просит
на что тёща отвечает:
- отдай нам его, женщинам, мы сами разберёмся.
утопленница пытается вырваться, мать не пускает её, мотивирую тем, что "ты мне тоже дитя".
а итоге мужик в состоянии аффекта совершает непоправимое... когда за дверью резко смолкает детский плач, под порог начинает течь кровавая вода, женщины открывают дверь и там младенчик с отрубленной головой.
что имеем в сухом остатке: один труп; две бесхозные насчастные бабы; и мужик
интерпретация моя такова: если уж ты вышла замуж и всё у тебя хорошо, то не оставляй себе никаких лазеек - мама, подружки, не ябедничай, что муж такой-сякой, не может ни один человек быть всегда хорошим. бачилы очі, що брали - їжте, хоч повилазьте. сама сглаживай и разруливай конфликты, если ты уже ЗА мужем и вам хорошо, то там и оставайся, не дёргайся по мамам-папам и другим мужикам, ничем хорошим это не кончится.
третья баллада "свадебные рубашки"
девица шила приданое в виде свадебных рубашек, пока жених ушёл на службу. жених был убит, но воскрес и пришёл к ней вурдалаком. позвал прям сейчас немедленно вночи замуж и в свой дом. она - за ним. не замечая того, что идёт он по воздуху, волосья у него лезут клочьями, зубы гнилые и он избавляет её от требника, чёток, креста. в итоге, когда по прибытии на кладбище невеста прозрела, она ускользнула в часовню и заперлась там. жених-вурдалак стал просить мертвеца из часовни открыть засов изнутри, невеста молитвами мертвеца успокоила. пропели петухи, вурдалак исчез, невеста оказалась полностью живая и седая.
интерпретация: не ходите за наркоманов, алкашей и альфонсов! видела же, что он летом в рубашке с длинными рукавами, что вещи из дому выносит - и на всё глаза закрывала! никакая любовь не сделает плохого человека хорошим.
"полудница" - старуха в славянском фольклоре, которая забирает/умерщвляет людей, работающих в полдень в поле. аналог бабайки, которой пугают детей.
что мы видим? измотаная мать в затянувшейся послеродовой депрессии. на столе завал из нарезаных продуктов, готовых для закладки, карт таро (?) - древний выход в интернет, на плите стописят кастрюлек с первым, вторым и третьим. младенец орёт, она его уговаривает конфетами и солдатиками. в полдень - обеденный перерыв, муж придёт с работы, ей нужно успеть, а она ещё даже не накрашена и не завтракала. в итоге она срывается на дитя, угрожает ему, что "вот придёт полудница и тебя заберёт!!" когда в полдень является муж, он находит жену в гипогликемической коме и задушеного ребенка.
следующая сцена показывает нам мать и отца. а на столе вместо обеда - тельце ребеночка, крытое холстом.
даже нечего добавить. и так всё ясно. депрессняк нужно лечить и сопуствующие заболевания. не перегружаться, не проклинать, просить помощи у мужа, если ты уже неподконтрольная и ночами не спишь из-за грудного вскармливания.
и спасибо цивилизации за одноразовые подгузники, стиральные машинки и манежи с мобилями.
"золотая прялка" - эротический детектив с расчленёнкой.
местный князь-джокер сангвинического склада характера навуайеризировал в лесу рыжеволосую деву дору, умывающуюся топлесс. пошёл к ейной мачехе свататься. а мачеха с родной дщерью решили, что негоже младшенькой поперёд в замуж, отвели её в лесок, отрубили ноженьки, рученьки, глазоньки тоже вырвали, и унесли с собой, чтоб не срослось ненароком. а родную дочь сильно приукрасили, волосья как у сестрицы прицепили и выдали за князя, сокрыв личность. князь подмены не заметил, и после брачных игрищ поехал охотиться. тем временем молодая алчная жена узрела под окошком мальчика с золотой прялкой, которую он менял на две ноги. мальчик был заслан волшебником из того же лесного района. она обменяла, потом так же бартером приобрела золотое колесо к прялке и веретёнце - взамен отдала руки и глаза сестры доры. мальчик отнёс всё в лес и отдал своему учителю, волшебнику-трансплантологу, который оживил прекрасную пострадавшую. тем временем князь воротился к молодой, а та прядёт. а прялка-то волшебная, возьми и всю правду расскажи князю, весь состав преступления как на духу. князь на коня и за дорничкой своей и переженился заново. а мачеху и дочь её четыре волка в лесу разорвали.
мораль: ни нарощеные волосы, ни силиконовая грудь не сделают ножку маленькой, а сердце большим - никаких браков по расчёту. любовь форевер! и не рой яму другому, сама провалишься.
"голубок" - дочь в чёрной депрессии, мать её спрашивает:
- что с тобой?
- грущу по белому голубёнку, которого убила. это не голубёнок, а дитя моё... (в славянском фольклоре душа убитого превращается в птицу, чем чернее душа, тем чернее птица).
и пошла самоубиваться за околицу. напоследок благословила изменщика, от которого зачала незаконного ребёночка, а мать свою прокляла, потому что та её не оградила от порочной связи.
мораль: нечего на других валить, если сама накосорезила. причины всегда только в самом человеке, а не в окружающих. и не стоит делать непоправимое, жизнь - не черновик, не перепишешь.
"сочельник" - две девушки решили погадать на проруби в сочельник, одна нагадала себе свадьбу с милым вацлавом, а вторая гроб. первая замуж вышла, вторая - умерла.
вывод: Лучше, коль завтрашний день им неведом,—
людям непрочной надеждою жить,
чем — обреченное бурям и бедам —
страшное будущее открыть! (с) эрбен
преданий у карела яромира эрбена было 13, брабец экранизировал 7,
но мне нравится ещё одна из сборника. хочу и её
прокомментировать
"верба" - баллада о том как пан спросил у молодой жены:
- отчего ты, пани, со мной мила весь день, жива и весела, а вночи
холодна - ни дыханья, ни движенья?
она отвечает, что мол, я такая от рождения, смирись. но он
тревожится, ходит по знахаркам и одна ему отвечает, что душа
супружницы ночью вселяется в вербу. пан идёт и рубит вербу. панна
умирает. дитя остаётся без матери.
выводы: смотри внимательно, пан, на ком женишься! не думай, что
из бревна ты получишь воск. не путай сексапильность с
сексуальностью. фригидность и тусклое либидо не лечатся, это
пожизненно! женской вигры не существует.
с упоением смотрела и всем, кто любит кровь-кишки-распидорасило, советую
|
</> |