рейтинг блогов

Одна история войны. Часть 3.

топ 100 блогов jeep_user — 23.11.2010  Ну вот, есть что рассказать о продолжении наших поисков экипажа бомбардировщика погибшего в первую зиму войны.
Для тех, кто не в курсе: предыстория и начало, а здесь продолжение.

Итак, этой осенью мы уже дважды побывали в Новгородской области. Снова и свнова разговаривали мы с местными, снова прочесывали дремучий лес, который кстати здесь именуют Черным лесом. 
Должен сразу сказать, что могилу летчиков мы пока так и не нашли, но определили небольшой квадрат 15х8 метров где покоится экипаж самолета. Есть кое-какие находки, которые это подтсверждают. 
Знаете, поскольку мы своим немногочисленным коллективом занимаемся поисками уже несколько лет, то успели передумать всякое. В том числе, многие подробности о которых нам рассказывали местные старики нам стали казаться вымыслом. Не намеренным, а просто сложившимся в памяти людей образом и деталями, которых вероятно и не было. Повод для сомнений нам давали несоответствия в рассказах. И тем не менее, последний выезд подтвердил, что людям надо верить. Они помнят!
Последний наш выезд к болоту, состоялся 19-21 ноября сего года. В путь отправились впятером, на трех машинах. Две машины из Москвы и одна из Питера. Жить предстояло в палатках, но учитывая аномально теплую (+6 по Цельсию) погоду, решили, что это вполне комфортно.
Прибыли на место в ночь с пятницы на субботу. Часа в три наверное. С трудом нашли сухую полянку на опушке леса, поставили палатки и завалились спать. В 7 утра самый ответственный из нас - Саша Ковалев заставил всех продрать глаза и мы отправились в лес. Пешком. Так было быстрее. Световой день короткий и устрой мы офф-роуд на своих джипах, то потеряли бы массу полезного времени.
Путь до места, около 7км прошли часа за два. Долго? Да, действительно долго, но по дороге нам пришлось преодолевать пару болотинок и три глубоких ручья. Это отняло достаточно времени. 
В ноутбуке запустили программу Ozi-Explorer с привязанной немецкой картой местности аж 1942 года. Скурпулезные немцы тогда, в 1942 удосужились отобразить на карте хлипкие сенники и сараи на берегу болота. Возможно эти строения были и в наших картах, но найти подробную генштабовскую топографию времен войны нам не удалось. Думаю из-за того, что карты эти уже не актуальны и мало популярны. Немецкие карты нашли только потому, что они есть в открытом доступе на разных российских и зарубежных сайтах о Второй Мировой. 
Как я писал ранее, отмеченные на карте сенники и сараи были для нас принципиальными точками для оринтирования. Мужики из деревни похоронили экипаж самолета у одного из сараев. А отыскать в лесу место где 60 с лишним лет назад стоял сарай невозможно. Ничего не осталось, все поглотил лес. 
И вот, с помощью GPS навигации, по карте 1942 года, мы стали обходить берег болота, в тех местах, где были нанесены квадратики строений. Ни одного бревна, ни одной доски не осталось от них. Лишь кое-где угадывались старые наезженные колеи от телег. Не перестаю этому удивляться. Ведь столько лет прошло, промеж колей уже деревья здоровенные растут, а следы от колес все еще читаются на земле. Поиски с металлоискателем, дали результаты у второго со стороны деревни сарая. 
И вот тут, надо вернуться к рассказам местных жителей, к подробностям. Тамара Александровна Степанова, еще в 2005 году рассказывала нам кое-какие подробности, в том числе трогательные. Как например из парашютов экипажа деревенским ребятишкам шили рубахи. И еще, вспомнился рассказ о волокушах. Тела летчиков до места захоронения дотащили на быстро связанных из молодых деревьев волокушах. Лошадь на плохо промерзшие заболоченные берега мужики гнать не рискнули. Лошадей тогда на всю деревню было две и они были бесценны для всех жителей. Поэтому мужики рисковали собой отправляясь к упавшему самолету, а затем обратно, с телами членов экипажа. И вот самое интересное: по воспоминаниям Тамары Александровны и двух других жителей деревни, когда мужики дошли до самолета и погрузили тела на волокуши, тягловые веревки не выдержали, порвались. В качестве замены было использовано то, что оказалось под рукой - "какая-то веревка от самолета".  Когда это нам рассказывали, то никто не придал этой детали значения - ну какая у самолета веревка? И лишь благодаря тому, что все рассказы мы всегда записываем на диктофон, удалось восстановить в памяти эту информацию.
А теперь смотрите:

Одна история войны. Часть 3.  
Это мы нашли с помощью металлоискателя у того самого "второго" сарая. Вернее на том месте, где он стоял. На фотографии фрагменты плохо сохранившегося стального тросика. Поначалу мы подумали, что это часть лошадиной упряжи. Но тут же признали ошибочность такого предположения - слишком высокотехнологично. Петли заделаны с коушами и замотаны медной проволокой диаметром менее 1мм. Не бывает такой упряжи. Мы хоть и не спецы, но точно не бывает. Предположили, что это какой-то управляющий тросик от самолета. Хотя как его могли выдрать не очень понятно. Самолет по рассказам не развалился, а стало быть все троса были внутри, хрен просто так к ним доберешься без знания конструкции. Лишь по возвращению домой, с помощью найденного в интернете подробного описания бомбардировщика Пе-2 мы поняли откуда этот трос и почему он оказался под рукой. Это антенна!
Над фюзеляжем Пе-2, к задним килям проходило два тросика антенного устройства:
Одна история войны. Часть 3.
Более того, конструкция антенны описана с указанием ГОСТов и найденный нами тросик полностью соответствует одному из ГОСТов, включая заделку петель медной облуженной проволокой 0,5мм.
Однако на этом находки не кончились. Мы наши кусок алюминия в серой краске, который без сомнений относится к самолету. И нашли заржавленную пешню, с помощью которой возможно, долбили замерзшую землю когда рыли могилу.  Плюс к этому металлические крючки и гвозди которые вероятно имели отношение к стоявшему здесь сараю. 

Одна история войны. Часть 3.

На этом, световой день практически закончился. В сгущающихся сумерках мы пошли обратно в лагерь. Вернулись затемно. Настроение было великолепное! Впервые, с 2005 года, мы нашли материальные подтверждения всех рассказов. И теперь ясно где нужно искать могилу экипажа. У этого самого места, со стороны лесной дорожки. 
Весной мы обязательно отправимся туда снова. Надеюсь, что нам удасться установить место захоронения. Тогда уже можно будет обратиться к местным властям с просьбой перенесения останков экипажа на воинский мемориал. 
Нужно еще установить имена, для этого потребуется какой-нибудь идентификационный номер с самолета. Бог даст, попробуем установить точное место нахождения самолета в болоте зимой, во время новогодних каникул. Для этого нам потребуется болотоход-амфибия. Ибо болото под снежным одеялом не замерзает и велик риск провалиться. Болотохода у нас нет, и его покупку мы не потянем даже всем скопом, да и не нужно его покупать. попробуем обратиться за помощью в фирмы их производящие или ими торгующие. Глядишь, может кто-то отзовется и поможет в поисках. Если все сложится, то в Питере есть люди упакованные всем нужным снаряжением для ныряния в болото. Они уже высказали готовность помочь.  Вообще, вся эта история продвигается исключительно с помощью энтузиастов. Начиная с местных жителей и продолжая людьми самых разных увлечений. Так например, недавно, по просьбе Саши Ковалева, ребята из московского клуба парапланеристов облетели болото на своих парапланах и сделали полную фотосъемку поверхности. Мы надеялись, что самолет может быть хоть как-то читается сквозь ряску и тину. Но нет, не читается, все заросло. Есть пара мест на которые стоит обратить первоочередное внимание, но не факт, что самолет именно там. 
Ребята парапланеристы, уже после приземления сказали, что место гиблое. Пока летали все думали: "не дай Бог упасть туда". Поэтому без болотохода, даже зимой опасно. Для наглядности выкладываю результат трудов парапланеристов - общую панораму болота: 
Одна история войны. Часть 3.

Вот собственно пока и все. 
Получилось так, что этой поездкой мы в буквальном смысле закрыли теплый сезон. Вечером субботы мы конечно выпили за результативный выезд. Без излишеств. Поскольку до дома ехать около 500км, то вставать собирались часов в 8-9. Но проснулись около 5 утра. От дикого холода. Наступила зима. 
Так выглядел наш лагерь в субботу утром:

Одна история войны. Часть 3.

А это утро воскресенья:
Одна история войны. Часть 3.

Все живы-здоровы, чего и вам желаю. В январе, если сложится выезд, напишу подробный отчет. 
Несколько человек в ЖЖ, после прочтения первых двух постов о поисках, написали мне в личку, что мол зря мы на видеокамеру все выезды не снимаем. Потом можно было бы любительский фильм смонтировать про все этапы поиска.  Согласен. Это могло бы получиться интересно. Но в реальных условиях просто как-то не до съемки. Хотя в январе попробуем попросить старушек из деревни еще раз рассказать нам все о чем они помнят уже для камеры. если согласятся, то можно будет снимать сам процесс поисков. Без рассказов местных будет неинтересно.  

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У нас страна царская. И менталитет тоже соответствующий: нам нужен помазанник Божий, а не срамная девка во власти. Если не будет Путина, будет его преемник. Или тот, кто объявит себя им. В общем либо царь, либо самозванец. В общем. Кто нам нужен? И что нам нужно? Ну после ...
...
Это вообще, нормально? - возмущается коллега. Застала мужа с дамой. Да дамой-то ее сложно назвать, так обезьяна потасканная. Им с мужем по 35. Разлучнице проклятой за 50... - Как он мог, меня на нее променять? Ладно бы женщина была эффектная. А там старая мымра. Понимаю бывают ...
Boo (16:58:43 14/07/2010)запость )))))))))))))) Boo (16:58:51 14/07/2010)и собери тыщу каментоф)))))))))))))) Boo (16:59:11 14/07/2010)тока запятую нарисуй Boo (16:59:42 14/07/2010)а то звучит как реклама борделя ))))))))))))))))))))))))-------------- One thousand comments! DO ...
Лучшие посты в сообществе picturehistory за 6 марта: Причудливые ретро фотографии из коллекции Стива Гивена (1900-1960) Самые дорогие советские снимки «подпольных» фотографов ТОП-17 секс-символов 50-х (блондинок). Ретро-реклама автомобилей 20 века (100 фото) ...