Один завод цветного металла
zorins — 10.09.2019На самом деле нет секретов — это Мценскпрокат. Один мой бывший сотрудник, оказывается, стал в прошлом году совладельцем этого завода и я, как узнал, сразу же напросился в гости. Последний раз был на подобном производстве ещё на институтской практике, и тогда это был московский Серп и Молот. В Мценске, конечно масштаб совсем не тот, зато Мценскпрокат жив и здоров, в отличие от Серпа.
Завод большой — 20 тысяч квадратных метров, шесть гектар земли на окраине Мценска, Орловская область. (Москвичам: это 330 километров от МКАД). Внешний вид, конечно, тот еще — видно, что зданию добрых пятьдесят и ремонта в нём не было примерно никогда. Внутри картина не лучше — порядок на двоечку-троечку. По десятибалльной шкале.
В оправдание моего товарища и его партнеров можно сказать то, что они стал собственниками лишь полтора года назад и до сих пор решали пожарные задачи: боролись с воровством, просеивали коллектив, запускали и восстанавливали ключевое оборудование, да и просто залатали протекавшую крышу. Но главный результат на сегодня — они вывели почти рухнувший завод на текущую рентабельность.
Не буду долго рассказывать, просто покажу фотки, прямо по
процессу (даром что ли я менеджер-металлург).
Вот склад сырья. Сюда привозят металл, который потом рубится на
кусочки из которых по рецепту собирают шихту — набор для
последующей варки сплава.
На заводе две большие печи на 400 кг сплава каждая и несколько маленьких. Это как раз большая. Металл в определенной последовательности засыпают в тигель и нагревают индукционным способом. Как только плавка закончена — черпаком берут пробу для отправки в лабораторию, а жидкий металл выливают в изложницу — разъемную форму, в которой происходит остывание.
Вот еще одна старенькая печь.
А это относительная новая вакуумная печь, но правда сильно меньше — всего на 15 килограммов плавки, для каких-то специальных мелкосерийных изделий. Внутри вакуумной камеры точно такой же тигель и изложницы, только поменьше. Понятно, что при плавке в вакууме, металл получается более качественный, а отходов и угара меньше.
Вот так выглядит металл после плавки — цилиндры и кирпичики, на которых написаны номера плавок, чтобы потом понять что из чего и к чему.
Цилиндры сначала куются гидравлическим молотом, чтобы снизить диаметр и придать правильную структуру металлу. Потом из них протягивают круглые прутки и проволоку.
Кирпичи нужны для последующего проката ленты и фольги, но чтобы лента была однородной, сначала нужно привести в порядок поверхность отливок.
Поверхность обдирают фрезерными станками.
И получается вот такая красота:
Эти бруски сначала поступают на стан горячей прокатки. Нагрев происходит в печи (справа, за головой оператора), потом их извлекают щипцами и катают туда-сюда на стане
Работа оператора — просто магия какая-то. А вообще степень автоматизации, конечно, никакая. Ещё бы — стану добрых 50 лет, производитель — Шкода.
Прокатные валы впечатляют.
После горячей прокатки из кирпичей получаются вот таки вот ленты — теперь их надо зачистить, и можно отправлять на следующие этапы прокатки.
Наглядная агитация на заводе тоже, похоже, из семидесятых. Посмотрите, какая работа со шрифтами — шедевр.
Говорят, что этому стану холодной прокатки больше 110 лет — еще царя видел.
Стимпанк!
Если долго катать ленту — в результате можно раскатать в фольгу.
А если долго катать стержень — получится проволока. А на этом хитром стане мотают вместе алюминиевую и никелевую проволоку, чтобы потом залить их сверху алюминием. Вообще не представляю, для чего это может быть нужно, но очень круто.
Если не останавливаться и катать дальше — можно раскатать в паутину — вот на этом станке тянут микронную проволоку.
Чтобы убедиться в качестве материала, на заводе есть лаборатория. Делают спектральный анализ плавок. Я, к сожалению, совсем забыл лабораторию сфотать, зато сфоткал уникальную библиотеку образцов материалов — говорят ни у кого больше такой нет.
В итоге получается очень разная готовая продукция — слитки, электроды, лента, прутки, проволока, фольга. Есть ещё втулки и всякие хитрые заготовки на заказ.
Всё это любых диаметров, размеров, толщин и состава — но всегда очень небольшого количества. Хитрое цветное литьё и прокат — такая вот специализация завода.
Как обычно, тут нет никакой морали. Просто работают люди, болеют за своё дело. Надеюсь, не обидятся на мой честный пост и позовут еще разок года через два, зафиксировать фантастический прогресс!
http://www.mzenskprokat.ru/