Один мой день в Таганроге
odin_moy_den — 28.12.2012
Здравствуйте! Меня зовут Владислав. Я родился и вырос в
Тбилиси. Живу в Москве. Мне сорок два года. Я музыкант. Работаю в
одном из симфонических оркестров и подрабатываю в другом. Раз в
несколько месяцев, чтобы отвлечься от будничной рутины, я
отправляюсь в путешествие по новым для себя местам. На прошлой
неделе я провёл четыре дня в Ростовской области, два с половиной из
которых – в Таганроге. Хочу поделиться с вами своими впечатлениями
от первого полного дня в этом городе, 21 декабря. Под катом 42
фотографии.
1. Утром я несколько раз просыпался и снова засыпал, пока наконец не включил лампу и не посмотрел на часы – было ровно девять. Я чувствовал волнение. Меня наполняло предвкушение всего того, что мне предстояло сделать сегодня. Полежав ещё полчаса и посмотрев телевизор, я поднялся и пошёл в ванную.
2. На завтрак я съел хлопья, заправленные йогуртом, выпил
чашку чая и пол-стакана морса. За столом напротив меня сидела
женщина в коричневом трикотажном брючном костюме, которая
дружелюбно поздоровалась со мной, как только вошла. Мы обменялись
своими планами на сегодня: я сказал ей, что вечером пойду в театр,
она кратко рассказала мне о существе провизорской проверки.
Возвращаясь в свой номер, я снял вид из окна лестничной
площадки.
3. Я подумывал о покупке ботинок – мои таинственным образом
исчезли недавно, а те, с которыми я остался, немного не
соответствовали погоде. Собираясь в город, я положил на кровать
сорочку и записку для горничной, с просьбой погладить сорочку к
определённому часу. Выйдя на улицу и пройдя метров десять, я увидел
памятник с высеченной надписью.
4. Надпись меня обрадовала и придала мне дополнительных сил.
Я направился пешком в гору, глядящую на залив. Достигнув её
вершины, а точнее, улицы Греческой, я увидел пассажиров будущего
автобуса, тихо переговаривавшихся на остановке, и осмотрелся. Время
было:
5. Мне предстала такая картина:
6. Напротив стоял высокий многоквартирный дом, но
удивительным образом он никак не нарушал атмосферы, которую
создавали старинные здания. Уже позже я подумал, что, возможно,
городу очень везло с архитекторами. Те, похоже, заботились о
сохранении уже существующих зданий, а если строили новые, то
старались расположить их так, чтобы они своей высотой не подавляли
своих более низких предков.
Рядом с одноэтажными стоят дома побольше. Я представил, как в
этом жил купец второй гильдии.
7. Заказавший себе своеобразную лепнину.
8. А здесь, может быть, жил известный в городе врач или
удачливый адвокат. Или старший брат нашего купца, причисленный к
первой гильдии. Улица полна истории.
9. Рядом со знаменитой Каменной Лестницей стоит столб с
табличкой, отчасти объясняющей название улицы.
10. Я иду дальше. Навстречу мне шагают жители города.
Вверх, по Лермонтовскому переулку, вытянулось здание нынешнего четвёртого лицея. Одна из учительниц говорит мне, что, насколько ей известно, раньше, начиная с 1913 года, тут было офицерское собрание.
Ещё чуть дальше стоит самое современное строение на Греческой улице – местное отделение ФСБ.
11-14. Я прохожу через сквер между театром и библиотекой и
оказываюсь на Петровской улице. Первым делом здесь мне нужно
забрать билет в театр, который я заказал позавчера. В кассе
очередь, люди хотят попасть на новогодние представления, на
январские премьеры, на фервальский концерт.
Через пятнадцать минут я, с билетом в кармане, направляюсь в
библиотеку. Пока я стоял в очереди, меня посетила сумасшедшая мысль
– так как у меня будут свободные полчаса перед спектаклем, я успею
просмотреть текст пьесы.
Может и к лучшему, что отдел, в котором выдают книги на дом,
сегодня закрыт. Но меня встречают радушно, и я оказываюсь в зале,
по периметру которой на столах разложены работы местных школьников,
посвящённые войне 1812 года. Юноши и девушки, на вид студенты,
рассказывают мне о городском конкурсе. Я прошу разрешения
сфотографировать работы. Вот некоторые из них:
15. Я снимаю здание на противоположной стороне улицы. В нём
сосуществуют Мэрия Таганрога, Дума города и городская избирательная
комиссия. Строение, несмотря на свою кажущуюся непритязательность,
довольно прилично смотрится на площади. И вообще место оставляет у
меня вполне благостное ощущение.
16. Оно же с другого ракурса. Мне повезло – ветер развевал
флаги и можно было поймать миг, когда оба они видны почти
раскрытыми. Бело-голубой, тот, что с якорями и кадуцеем –
таганрогский, а четырёхцветный – флаг Ростовской
области.
17. Я огибаю здание администрации и направляюсь туда, где,
как мне кажется, расположены музеи, в один из которых я хочу
сегодня сходить, а здание второго – сфотографировать. В
историко-краеведческий я пришёл вчера перед закрытием, и мне
посоветовали вернуться сегодня в полдень, когда в нём будет
проводиться экскурсия. А в градостроительный я вчера успел – он
закрывается на час позже. Сейчас я хочу подойти к нему, чтобы снять
здание при дневном свете.
По дороге меня привлекает один из жилых домов 1970-х. Издали
он выглядит неброско и на него можно не обратить внимания. Но если
присмотреться, то можно увидеть, как интересно в нём сочетаются
формы. И цвета. Бежевый, серый, цвет красной глины.
18. Я прошу водителя синей машины проехать чуть вперёд,
чтобы я смог снять кусочек здания вблизи. Тот с готовностью это
делает.
19. Я дохожу до здания музея градостроительства. Так оно
выглядит сегодня:
20. Мозаика чуть ближе:
21. Другая мозаика
22. Теперь мне нужно отдать в починку свои брюки. Одна из
штанин распоролась внизу.
Вчера я заметил здесь же, на углу, крошечное объявление о
ремонте одежды. Ателье находится в одном из дворов. Я оставляю там
брюки на пару часов и иду в краеведческий музей. К слову, в новом
месте я всегда стараюсь сразу же попасть в краеведческий музей –
там часто собраны наиболее полные сведения, а если ещё и
экскурсовод оказывается человеком увлечённым, то лучше не бывает. Я
тороплюсь, но по дороге вижу девушку, стоящую на тротуаре и, как
мне кажется, ждущую кого-то. Меня трогает её образ, и я, объяснив,
что собираюсь написать о её городе в сообществе, спрашиваю
разрешения сфотографировать её. Таня читает жж, и я надеюсь, что
она увидит эту фотографию.
23. Я у дверей музея. Я продрог – это видно по цвету
руки.
24. Экскурсию ведёт Николай Николаевич. Она продолжится
40 минут, и Николай Николаевич предлагает мне выбор: бегло пройтись
по всей экспозиции, или сосредоточиться на чём-то определённом. Я
прошу его рассказать мне об истории города в двадцатом веке.
Николай Николаевич превосходно разбирается в военном деле, и я
узнаю много нового о военных наградах, оружии и ходе боёв. Я
спрашиваю его о трагических событиях 1918 года на вокзале города,
связанных с юнкерами и красноармейцами.
Мне нравится, как Николай Николаевич говорит о недавних событиях в
городе – он знаком со многими их участниками. В конце экскурсии я
прошу служительницу музея снять нас вместе на память.
25. Я поднимаюсь на второй этаж. Смотрительница узнаёт меня,
так как я уже был тут вчера, мы обмениваемся несколькими фразами, и
она решает заполнить несколько пробелов в моих знаниях. Она
уверенно и последовательно рассказывает историю города, начиная с
древних времён. Передо мной встают картины, в которых его
многочисленные поселенцы сменяют друг друга. Костюмы, языки,
музыка, верования – калейдоскоп всякий раз складывает новые яркие
рисунки. И всякий раз, заканчивая рассказывать об экспонатах
очередного зала, смотрительница коротко и скромно произностит:
«Всё. Это всё, что я знаю». Хотя я чувствую, что рассказывать о
городе она может бесконечно. Я очень увлечён её рассказом, и мне
неловко, что она потратила на меня столько сил и времени. Я забываю
спросить у неё имя.
Голос билетёрши возвращает меня в настоящее, и я выхожу в бодрящую атмосферу улицы, наполненный новыми знаниями об этой части света. Фотографирую изумительное здание музея.
26. Спускаюсь на Петровскую и спрашиваю у прохожих о
художественном музее. Он не так популярен, как некоторые другие, и
я общаюсь с несколькими людьми, прежде чем узнаю, что лучше всего
мне идти по Петровской до Итальянского переулка, который и приведёт
меня на Александровскую улицу.
Это, должно быть, Итальянский... Я не вижу табличек на домах и спрашиваю у стоящей на углу женщины, так ли это. Та отвечает утвердительно и какое-то время идёт вровень со мной, пока не доходит до здания Пенсионного Фонда, бросает в урну окурок сигареты и не исчезает за дверью.
Дом, в котором расположен художественный музей – ещё одно сокровище:
27. Внутри него - богатая коллекция. Тут есть и картины
знаменитых художников, и работы замечательных местных мастеров. Но
есть здесь и картина, только ради которой, знай я о её силе, мне
стоило бы приехать в Таганрог. Это «Вечерние тени» Исаака Левитана.
Есть пейзажи, городские или сельские, которые отзываются во мне,
напоминая о месте, неважно знакомо оно мне наяву или нет. Кстати,
часто, глядя на пейзажи Левитана, у меня нет этого отклика места,
меня в них трогает другое – настроение, игра красок, неожиданно
точно, пронзительно переданная подробность. В эту же картину мне
захотелось войти. Она притягивает зрителя каким-то необъяснимым
ворожащим образом.
28. Я не чувствую усталости. Видимо, тело настроилось на
марафон и понимает, что ещё не пройдено и половины пути. В ста
метрах от галереи неожиданно передо мной возникает памятник
императору. На нём крупно высечены имя героя и дата «1830»,
очевидно год его создания. Но больше никаких сведений нет.
Несколько прохожих, которых я спросил о нём, не помнили, когда он
был установлен, и что было, если и было, на его месте
раньше.
(Только по возвращении домой я узнал историю этого памятника. И его оригинала).
29. Ещё вчера, в автобусе в Ростове, один из пассажиров,
узнав, что я собираюсь в Таганрог, сказал мне: «Обязательно
посетите кофейню..... (было произнесено забавное название)». На моё
счастье кафе оказалось всего в трёх кварталах от памятника
(таганрожцы меряют городские расстояния кварталами).
Через пять минут я уже ощущал ароматы и был готов попробовать
расхваленный напиток.
30. В кафе действительно готовят дивный кофе. Кроме него я
попробовал вполне приличный форшмак и выпил бокал недорогой и
вкусной Сангрии.
31. Официантка Алёна любезно согласилась мне
попозировать.
32. И барледи Ира тоже.
33. Прежде чем зайти в гостиницу, мне нужно забрать брюки.
Таганрожцы с удовольствием пользуются общественным транспортом, в
котором я тоже прокатился пару раз. Но, чтобы узнать город получше,
я предпочитал больше ходить пешком. Это желание было вскоре
вознаграждено.
Я добираюсь до ателье, где мои брюки уже готовы. Хозяйка
ателье отказывает мне в просьбе сфотографировать её и коллег. О
причине я приблизительно могу догадаться. В то время, когда я ждал,
пока швея вынесет мне брюки, подруга хозяйки фотографировала
манекен со связанным ею шарфом, и хозяйка очень беспокоилась, чтобы
ни одна деталь интерьера не попала в кадр. «А то, знаешь, эти потом
придут с наездом. Ну их!» Было ясно, что страх женщины вполне
обоснован.
И о вознаграждении – будто чувствуя, что на Петровскую в этот раз мне нужно спуститься по Гоголевскому бульвару, я следую туда и вскоре оказываюсь у здания дворца молодёжи. (Вернувшись домой, я узнал, что это проект 1923-го года, то есть один из самых ранних в этом стиле).
34. И под другим углом.
35. На площади перед входом в городской парк
звучат бодрые звуки детской песни. Я перехожу на другую сторону
улицы и делаю кадр.
36. Я стоял и слушал, как снегурочка помогает читать детям
стихи, и вдруг почувствовал, как что-то изменилось вокруг. С неба
сыпались крупные хлопья. Из-за этого в городе сразу стало гораздо
тише, и даже песня из репродуктора теперь звучала приглушённо. Я
зашагал в гостиницу. Тротуары и мостовая стремительно покрывались
свежим снегом, изящные дома на Петровской глядели на меня сквозь
снежный занавес.
37.
38. На углу с Итальянским стоит женщина... Та же, что два
часа назад, в серой кожаной куртке с капюшоном, отороченным мехом.
Она так же ёжится, затягивается и выпускает дым тоненькой пушистой
струйкой. Город, снег, тишина... Я вспоминаю фразу из классического
фильма: «... а там женщина курила». Судьба улыбается мне, напоминая
о себе.
Рубашка моя выглажена, я моюсь, переодеваюсь, затем болтаю с гостиничной распорядительницей и узнаю у неё названия её любимых ресторанов. В пять я выхожу.
В
театре шёл «Тартюф». Мне очень понравилось, как Александр
Топольсков сыграл хозяина дома, Оргона. Его манера напомнила мне
игру Евгения Леонова – он так же прост, и кажется, что ему всё
удаётся легко, без каких-либо усилий. Его настроения менялясь
молниеносно. На фотографии виден край бирюзового рукава его
камзола. В роли жена Оргона, Эльмиры, обворожительна была Татьяна
Шабалдас. На фотографии она в фиолетовом платье. Очень весело и
зажигательно выглядела Ирина Гриценко, которая играла служанку
Дорину, ту, что в белом переднике.
39. Итальянский ресторан, который держит итальянец, хвалят
многие. Он полон, а я ко всему прочему один, и меня сажают за
столик в проходе. Я не против, мне хочется попробовать местную
кухню. Заказываю отбивную в крошках, бокал вина и минералку.
Официантка предлагает принести хлеба. Здесь он белый, разных
сортов, испечённый в собственной пекарне. Я прошу официантку
сделать снимок.
40. Пара за соседним столом, когда я спросил у их о
ресторанах города, щедро поделилась со мной своими знаниями. Другая
официантка, которую я спросил о привлекательно выглядящем в витрине
пирожном, подробно рассказала мне о своём личном ощущении по его
поводу. После чего я решил его заказать. Ел его впервые, очень
насыщенный вкус, не знаю только, должен ли быть верхний слой таким
твёрдым.
41. В приёмной гостиницы этим вечером снова работает Ирина,
девушка, которая оформляла мой приезд вчера. Я поднимаюсь на второй
этаж, чтобы снять в вечернем освещении утренний вид с лестничной
площадки.
Кажется, все вечерние снимки сделаны без вспышки. Я в этом не
уверен.
42. Я взволнован, но не так, как это было утром. Мысли
кружатся в голове, и мне сложно надолго сосредоточиться на
какой-либо из них. Очень много впечатлений, и мои чувства пытаются
с ними справиться. Я решаю отвлечься и посмотреть телевизор. Около
полуночи я наконец начинаю ощущать усталость. Осталось только
умыться и сделать перед сном последний кадр.
|
</> |