Один день из жизни "человеков-ихтиандров".
odin_moy_den — 11.09.2011Всем доброго времени суток!
Так как после первого своего «одного дня» (http://odin-moy-den.livejournal.com/293832.html#cutid1) я неосмотрительно пообещал рассказать еще об одном каком-нибудь времяпровождении, то хочешь - не хочешь, а обещание надо выполнять..
Сегодня рассказ не о боевой работе, а о тренировке одного из
подразделений службы – пловцов-спасателей. Тренировки, безусловно,
являются одним из самых важных элементов поддержания в нужном
тонусе и бойцов и их профессиональных навыков. Понятно, что
подобные тренировки мы не можем проводить часто из-за дороговизны
использования вертолетов (помните - 91 тысяч рублей за летный час?)
и ребята тренируются больше на воде и земле, имитируя работу с
вертолетом, но иногда счастье нам улыбается, мы соответственно в
ответ ему – и достигнув таким образом консенсуса, отправляемся
покорять пятый океан-)))
Так как за истекший период лично у меня (слава Богу!) ничего в жизни не изменилось – ни вид при пробуждении, ни телефон, ни машина, ни собака, ни семья – то я не буду утруждать ни себя, ни вас дублированием фотографий из первого дня, а перейду лучше сразу к событию (тем более, что по непостижимой моему уму причине, больше чем 39 фотографий мой ЖЖ от меня не принимает – соответственно, будем экономить…).
Итак, 24-е августа. Долгожданная воздушная тренировка начинается с разбора у доски – у летунов это называется «пеший по-летному». Для нас тоже данное название вполне применимо, так как не хочется тратить лишнее полетное время на неудачные попытки – отработать-то мы в итоге все равно должны все элементы! На разборе присутствуют абсолютно все сотрудники, задействованные в учениях – от пловцов-спасателей до статистов. (Кстати, кто там требовал изображение автора поста первого дня? Вон он – на доске мелом рисует, умного из себя строит-)) ).
Далее разбор начинается с экипажем нашей вертушки.
Тут уже другая конкретика, с учетом особенностей экипажа – у
каждого свой подчерк полета и абсолютно каждый командир воздушного
судна (КВС) по-своему выполняет элементы боевой работы. Это очень
важно для нас и тут помогают только реальные полеты – опять же, на
авиационном языке это называется «слетанность экипажа». Для наших
пилотов важна не только слетанность в своем экипаже, но и с учетом
нас – ибо мы доставляем больше всего хлопот в итоге-))). Сегодня у
нас классный КВС с громадным опытом – более того, начальник
местного отряда Ми-8-х.
А вон, на заднем плане и уже знакомый «голубой вертолет» - узнаете?
Но сегодня у нас другой борт в другой раскраске. Вот
этот:
Сейчас на нем как раз проверяют лебедку, с которой сегодня нам
работать. За этой проверкой не грех и понаблюдать – кто смотрел
фильм «Спасатель», тот помнит, что иногда случается с тросом
лебедки.
Ну пока работают авиатехники, гусары отдыхают-)))
Вертолет пока тоже отдыхает – еще даже сигнальные флажки с крышки
люка не сняты – там механики сверху колдуют.
Всегда было уму непостижимо – как можно запомнить столько
тумблеров, лампочек, индикаторов и прочих прибамбасов, от которых
просто разбегаются глаза!
Однако когда довелось «полетать» на тренажере «Боинга» в роли
пилота, то после объяснений инструктора понял, что в сущности, не
так страшен черт, как его малютка-))) Спасибо letchikleha за
то, что был моим инструктором в том полете!
Ну вот вроде все готово. Это «водяной» инструктор – Дима. Он будет
находиться в воде и отслеживать, как подрастающее поколение
осваивает премудрости новой специальности. Судя по задумчивости,
готовит какую-то гадость.. Типа не заметил пловец еще одного
тонущего, а он раз - неожиданно! - со спины - и на шею
спасателю!
По ходу подрастающее поколение (это с желтой трубочкой на шее) тоже
что-то задумалось.. Интересно, о чем?-))
Я ни о чем не думаю – я слушаю разговоры экипажа, выполняющего
предполетную карту. Очень экспрессивно в наушниках звучит!
Вспоминайте фильм «Экипаж» - практически также! Вот тут можно
подслушать выполнение этой карты с 2:30:
Если у кого не открывется плеер, можно видео посмотреть по
ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=znJ4ovtOzBY&feature=related
А вот еще один представитель нашей сегодняшней команды – висит в
люке для наружной подвески. У него очень важная задача – снимать
всю тренировку на видео- и фотокамеру – благодаря этим съемкам мы
потом имеем материал для дальнейшей учебы. И если мы можем
двигаться в ходе тренировке, то нашему коллеге почти весь полет
придется провести в таком вынужденном положении..
Кстати, съемка подобных учений ведется с нескольких точек и я
постараюсь фото выкладывать с разных ракурсов – для полноты
ощущений.
Ну все, двигатели запущены, проверки выполнены, порулили на
исполнительный. На стоянке тусуются маленькие чешские Л-410 –
основное средство авиадоставки народа в маленькие поселки.
Поговаривают, хотят со следующего года запретить в России полеты
всех Ан-2 и для отдаленных районов это будет настоящая беда – в
подавляющее количество тьмутараканских населенных пунктов можно
долететь только АН-2, Л-410 и Ан-26. По ходу места в новой стране
для «аннушек» уже не нашлось, ну а «элки» есть далеко не во всех
авиакомпаниях – да и они стары.
Не могу не показать Архангельск сверху-)). Люблю этот
город.
Мало кто знает, кстати, что Архангельск кроме того, что является
родиной современной российского флага и родиной русского торгового
флота, еще отметился как и родоначальником общественного транспорта
в России - с июня 1907 года в Архангельске было открыто
автобусное движение для пассажиров. До 90-х годов ХХ века
в Архагельске был самый северный в мире трамвай - но смутные
времена его поглотили, как и многое другое. Но я отвлекся -
возвращаемся в небеса-))
Наш «Ми-8» несколько крупнее пересекающей курс чайки, поэтому и
эшелон у нее пониже-))
А вот и первая цель нашей тренировки – имитация судна, на которой
есть пострадавший, ну или заболевший моряк – без разницы. Главное,
по условиям, его травма обуславливает транспортировку только на
носилках.
Такие вылеты на морские суда в северные моря случаются и
приземлятся там негде – приходится всегда работать с лебедкой,
причем на значительных высотах, так как корабельный такелаж мешает
вертолету снизиться над судном, да и поток ветра от лопастей таков,
что любой незакрепленный груз на палубе может быть сметен в доли
секунды. И еще одно правило – судно и вертолет должны идти с
равномерной скоростью, что делает задачу взаимодействия КВС и
капитана корабля очень важной, особенно если судно – «иностранец» и
русский язык на капитанском мостике воспринимается как
экзотический. Связь осуществляется по радиостанции на специально
оговоренных радиочастотах.
А это «наблюдатели» учений – пожарные из немецкого города-побратима
Архангельска – Эмдена. Мы с ними сотрудничаем давно и взаимный
обмен опытом стал уже хорошей традицией. Водку пить их уже
научили-))
После того, как вертолет завис над судном, пловец-спасатель
опускается вниз на палубу. Как я говорил раньше, лебедки у нас, к
сожалению, слабенькие, поэтому мы их жалеем – спуск производим по
шнуру на специальном спусковом устройстве. Хочу пояснить, почему
обязательны ласты, маска и трубка у спасателя, хотя он работать
будет на судне. Это требования техники безопасности – если вдруг
сотрудник окажется по какой-либо причине в воде, данная экипировка
позволит ему гораздо дольше ожидать помощь, ну и сам он сможет
активно содействовать своему спасению разумеется.
После того, как спасатель оценил состояние пострадавшего, он жестом
просит опустить ему носилки. Почему жестом? В кабине у летчиков 2
постоянно работающие радиостанции – связь с капитаном судна и с
авиадиспетчером. Если исхитриться и подключить еще и третью, то в
наушниках будет столько шума, что не понять кто и чего хочет – а
при подобных работах своевременная реакция очень важна. Поэтому
гораздо проще и эффективнее общаться жестами. Я увижу поданный
сигнал и всегда могу по внутренней связи довести его до
КВС.
То есть хотите носилки? Их есть у меня! Получите-))
Теперь уже спасатели загружают пострадавшего в носилки, фиксируют
его там и отправляют наверх.
Оттяжкой носилки дополнительно фиксируются, чтобы их меньше
закручивал воздушный поток из-под винтов.
Ну а после носилок поднимаем наверх и самих спасателей. Им сейчас
предстоит решать вторую задачу.
Вторая задача в виде двух статистов уже усажена в катер ребят,
которые обеспечивают безопасность на воде. В том числе не позволяют
не в меру любопытным согражданам на лодках подплывать к району
учений.
Сейчас статистов выпустят за борт и они будут изображать моряков,
плавающих в море после кораблекрушения.
Сигнал получен, приступили к работе. Для начала из вертолета на
воду скидывается надувной плот, который на поверхности
расправляется. Мало ли что пойдет не так – в любом случае у людей
на воде будет плавсредство с набором выживания, где они уже
гарантированно дождутся помощи.
После того, как тонущие забрались в плот, они зажигают сигнальный
дым, который весьма хорошо указывает и место нахождения плота и
направление ветра – что для летчиков особенно важно. Также дым
служит опорной точкой для взгляда сверху, так как чувство высоты на
воде обманчиво из-за ряби волн – можно и того.. самим
бултыхнуться.
Подлетев к месту плота, летчики снижаются на высоту не более 5
метров, чтобы дать возможность пловцам-спасателям выпрыгнуть в
воду. Прыжковый способ самый опасный из видов десантирования, но и
самый быстрый для доступа к тонущему. Применять его можно далеко не
всегда, но у нас сейчас задача – дать спасателям почувствовать этот
метод, потому как никакие тренировки в бассейне не заменят реальных
условий.
Вертолет не может зависнуть над плотом – того просто перевернет
воздушным потоком. Поэтому пловцы выбрасываются в отдалении от
плота и дальше путь преодолевают вплавь.
Задача – доплыть до плота, оценить состояние находящихся там людей
и… снова утащить их в воду!
Все это из-за того, что вертолет может опрокинуть плот – помните?
Теперь задача пловца – отбуксировать спасенного в зону досягаемости
вертолетной лебедки. А вертолет висит там, где он и выпустил
пловцов.
Подцеплять пострадавшего к крюку лебедки – занятие не из приятных.
Крюк небольшой, вода зачастую холодная, перчатки толстые, а еще
мелкая водяная плыть от вертолета буквально сечет лицо всех, кто
находится под вертолетом. Сил нужно довольно много, чтобы и
пострадавшего контролировать, и самому не утонуть, и к лебедке
цеплять, ну и местность вокруг обозревать – вдруг бревно, например,
приплывет? На учениях работают на пару. Да еще инструктор рядом. В
реалии – пловец-спасатель работает в одиночку. Не потому что
напарника нет. При полетах в море дорог каждый килограмм и поэтому
лучше взять лишнего топлива.
Все, «посылка» пошла наверх-))
Дальше подсадка на берег, разбор ошибок (куда без них!), и
повторение пройденного.
А кому-то даже на берег можно не выходить – купайся да
купайся-)))
Ну вот вроде и все. Как там у Лингрен – «Он улетел, но обещал
вернуться?»-)) Что-то типа того..
Большое спасибо всем, кто летал, прыгал, фотографировал, ну
вообщем, всем-всем-всем – особенно тем, кто читал-)).
И помните – спасение утопающих – не всегда дело рук самих
утопающих-))).