рейтинг блогов

Очередная трагическая "Плюшкиниана"

топ 100 блогов miumau05.01.2016 Здравствуйте, Яна. Прошу Вас и ваших читателей помочь мне советом.
У меня проблема. Мне 25 лет, живу с молодым человеком в его квартире около двух лет. Примерно с полгода с нами живёт его двоюродная бабушка.

Очередная трагическая Плюшкиниана




Его бабуля в своё время составила завещание: на него будет оформлена её квартира. Саша захотел провернуть операции с имуществом, а точнее продать квартиру бабки, купить новую в недостроенном доме, остаток с продажи вложить в ремонт нашей квартиры, продать её, купить новую, отремонтировать новую бабулину и т.д. и т.п.. Соответственно для проведения всей этой грандиозной операции было предложено совместное проживание с бабулей. Я – человек, предпочитающий думать о себе как о сильном человеке, согласилась поддержать Сашу, но, по всей видимости, переоценила свои возможности. В момент обсуждения этого вопроса я уже знала кое-что о ней. Бабуле – 82 года, она живёт помойной жизнью, т.е. она роется в помойках, добывает себе там пропитание, одежду, собирает и сдаёт стекло, металл, алюминиевые банки в том числе. Помимо того, что бабуля очень плохо слышит, она ещё и практически утратила обоняние, что в комплексе с её способом выживания, а также склонностью к бардаку даёт ужасный результат – помойка переехала к ней домой, она сама часто дурно пахнет, т.к. экономит воду (пользуется она лишь тоненькой струйкой холодной воды, а для получения горячей – греет холодную на газу). При этом у неё очень хорошая пенсия (20 000р) относительно среднестатистических стариков (8 000р), у неё не было голодных годов, но всю жизнь она прожила в одиночестве – выбрала себе жизнь без мужчины и детей. Я знаю и некую её предысторию, но не буду в неё посвящать, т.к. я не хочу выступать в роли её психолога, решая её комплексы из прошлого, а хочу решить создавшуюся насущную проблему.
Я окружила и себя и Сашу иллюзиями, что мы справимся, он говорил, что мы подберём ей место вне дома для её «дел» - сортировки и разборки мусора, что у неё будет своя стиральная машина, и наши вещи не будут контактировать, что после своей «работы» она сразу будет мыться и кидать вещи в стирку. Я его поддерживала и направляла наши фантазии в позитивное русло, в общем, проблем не было видно, и мы приступили к перевозу бабули.
С этого момента день за днём до меня стало доходить, что всё не так просто, что бабуля – не вещь, да и не собачка и наши команды (образно) выполнять не обязана, что она личность со своими тараканами в голове. Естественно, сначала мы приступили к изучению обстановки и приняли решение перевозить не все её вещи. Когда я вошла в её квартиру, я оторопела: грандиозная вонь, тараканы, оказалось, живут не только в её голове, но и везде вокруг нее, как и мухи, повсюду следы их жизнедеятельности, пол весь в грязи, никто там и не думал разуваться (похоже лет 100), везде какие-то тюки и баулы, банки, бутылки. Бабуля обещала разобрать и прибраться в квартире, подготовить вещи для перевоза, дней пять она объясняла своё бездействие различными причинами, складывалось впечатление, что она просто откладывает этот момент. Хочу уточнить, идею переезда она приняла с интересом, в том числе в связи с тем, что она больше будет не одна, под присмотром, что ей так будет спокойнее, то есть силой или обманом её никто не заставлял участвовать во всём мероприятии. Саша сказал, что мы ей поможем, они начали разбирать её вещи, обсуждая, что надо, а что не надо, я стала потихонечку мыть стены и потолки. У них начались споры, нужны ли ей какие-то вещи или их уже сто лет как пора было выкинуть, потом были обнаружены на балконе какие-то зловонные мешки, Саша обнаружил там уже опарыши, судя по всему что-то органическое там явно перезимовало, она выкинула с три таких зловонных мешка. В тот момент я судила, что это просто обычная бабуля без присмотра, что чуть нашего внимания, и она расцветет в бабулю-божий одуванчик, ведь это же нормально, что старушка в таком возрасте рассеянная, всё забывает, не обращает внимания, не замечает грязь. Думала, что кого угодно смогу убедить, что подобная экономия – это абсурд, что мыться можно когда угодно, а платить она за коммунальные услуги не станет, а будем мы, что уж бабульку то мы спокойно потянем, и прокормим, и напоим, и обогреем.
Так мало-помалу мы её перевезли, выкинув с её согласия половину вещей, потратили с Сашей и его мамой немерено наших сил на отмывку и избавление от запаха (кстати, стены оказалось легче перекрасить, а не отмывать) и продали квартиру. У нас дома ей предложили комнату, обставили её перевезённой мебелью, выдали ей ключи и начали жить-поживать. Я предлагала ей с нами кушать, она говорила либо, что у неё своя здоровая еда и начинала читать лекции про правильную пищу по Малахову, либо что-то брала, откладывала и говорила, что съест потом (а потом это просто тухло), но с нами посидит, на нас поглядит. Из-за того, что она плохо слышит, она обижается, что мы не говорим громко и медленно и не повторяем для нее. Я говорить громко не умею практически, мне это тяжело, напрягаются голосовые связки, да и говорю бегло, с ней общается в основном Саша, я при ней из-за этого говорила очень мало. Саша не создал ей условий для «работы» и в какие-то моменты я отчётливо наблюдала, что она носит вещи с помойки к нам в дом, находила смятые алюминиевые банки, какие-то продукты, откровенно б/у и делала вид, что не замечаю этого (все создавали видимость, что я не в курсе этого способа её жизни), но говорила Саше и просила как-то повлиять на неё, так как не хочу видеть наш дом помойкой. Он проводил с ней беседы, взывая к разуму, что возможно отказаться от помойки и питаться нашими продуктами, она ничего внятного не говорила, но категорически не соглашалась. Я каждый день проводила ревизию и выкидывала тухлое, протирала у неё в комнате место, где она решила есть, чтобы нам не мешать (кстати, после длительных уговоров созналась, что просто она ненавидит есть за столом со скатертью). Я видела, как она роется у нас в мусорке, достаёт что-то, что я уже выкинула и забирает себе. Мы её просили спокойно брать и есть продукты, которые мы покупаем, когда ей вздумается, но она ни в какую не соглашалась, так как что надо она сама себе купит, и у неё хорошая пенсия, и ничего не надо. В общем коридоре как-то я почувствовала запах и впервые обратила внимание на то, что там хранится, у меня случился взрыв эмоций: смесь злости, бессилия, раздражения, паники, возмущения. Лежала там целая гора её помойных вещей, я всё молча выкинула, теперь регулярно проверяю состояние коридора.
Всё время я пытаюсь воспринимать создавшуюся ситуацию как хороший аутотренинг, что я смогу быть выше, иногда получается, я стараюсь относиться с юмором и быть доброжелательной, но постоянно срываюсь и начинаю ворчать, жаловаться Саше, что, естественно, сказывается на наших с ним взаимоотношениях, никто не хочет видеть вечно ворчливую спутницу, да и мне это самой не нравится. Когда Саша ей сказал, что она плохо моет посуду, что везде засохшие остатки пищи, она подошла на следующий день ко мне, рассказала мне это, я никак не комментировала и пожимала плечами, бабуля явно дала понять, что считает, что это я так мою, я же про себя усмехнулась. Когда на унитазе я увидела то, что должно было быть смыто, я попробовала донести до неё, что надо быть внимательнее, я была корректна и учтива, в тот момент она тоже юлила, что может это и не она. А я вижу, что она действительно в это верит. Она пользуется баночкой, чтобы ночью писать в комнате, а потом она это выливает в унитаз. Как-то она в очередной раз не уследила и у неё это всё простояло несколько дней. Я попыталась это обсудить с ней. С тех пор я для неё враг народа №1. Пожалуй, я не буду приводить эту беседу, но она было дико сложной и проблемной (я вела себя корректно и старалась быть тактичной, она даже не перестала после этого со мной общаться, что для неё норма) Как-то я нашла опять же по запаху у неё свёрток газеты с крышкой от нашей мыльницы внутри, а в ней её фекалии, я тихо выкинула. Но у меня теперь развилась паранойя, я боюсь, что у нас всё в продуктах её жизнедеятельности, что она нечистоплотна настолько, что руки у неё могут быть в чём угодно, а она ими берет наши совместные предметы, я постоянно гляжу, что ещё она творит, у меня обострилась брезгливость, меня раздражает, что она заглядывает без спроса в наши сумки, пытается контролировать куда мы перемещаемся, суёт свой нос в нашу корреспонденцию, с каждым днём снежный ком растёт.
Я понимаю, что она человек со своими привычками и радостями, свой интерес в жизни она черпала в помойке, а мы пытаемся навязать ей свой новый и дикий для неё уклад. И мне её часто и жаль, и я ей сочувствую, но не вижу адекватного выхода. Мы пробовали её переключить, например, на вязание, увлекали мыслью, что будем её носки продавать, но она связала три пары и ей надоело, мы купили ей телевизор, но она им почти не пользуется. Видно, что и ей не в радость совместное житьё. Сдача её новой квартиры через полгода, а потом неизвестно как скоро мы сделаем там ремонт и перевезём её, да и я не уверена, что с её рассеянностью и сложным запоминанием нового (тоже какая-то болячка) её стоит отселять жить одну. Так что на неопределенный срок мы привязаны друг к другу, я боюсь что мы все возненавидим друг друга, что с Сашей у нас возникнет недопонимание. Как оздоровить наши отношения с бабулей?

***


Здравствуйте!
То, что вы описываете - это не сложный характер, а серьезное психическое расстройство. В немецком и английском оно называется "синдром месси". а по-русски кажется "патологическое накопительство" или просто "Плюшкинизм". Но в любом случае это - серьезно. И вы тут абсолютно ничего не добъетсь разговорами и уговорами.

С такой проблемой обязательно нужно обратиться к психиатру. И судя по тому, что я слышала от знакомых, при таких вот симптомах уже нужно лечить лекарствами (антидепрессантами). Т.е. тут есть лекарства, которые действительно сильно улучшают ситуацию. Но в целом, конечно, хорошо бы еще и психотерапию. Т.к. этот невроз откуда-то взялся - обычно такое рождается из каких-то травм или страхов. А еще - если она плохо слышит, то хорошо бы попробовать подобрать слуховой аппарат. С ними тоже не всегда просто - привыкать нужно, и многим пациентам сначала не нравится. Но если он приживется, общаться будет проще, и не нужно будет орать. Я знаю, что в обращении с плохо слышащими людьбми часто растет нервозность, просто потому что люди вынуждены кричать, чтобы их услышали. А когда общаешься криком - начинаешь выходить из себя.

В общем - тут иллюзиями, шутками и деланием вида, что ничего не происходит - не отделаешься. Вы имеете дело с болезнью. Которая лечится! Хоть и непросто. Но надо этим заниматься, с помощью специалистов.
Удачи вам и терпения!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Что, кто еще там скучает по сильной руке? Я многажды объяснял, почему не пишу о Евгении Ройзмане. Не затруднюсь повторить: я лично знаю две семьи, обязанные ему спасением сыновей, причем, практически даром. Оба пацана давно выросли, сами стали отцами и отличными состоявшимися ...
Путь на картинах тут будет еще немного осени Sophus Vermehren (Danish painter) 1866 - 1950 View from Frederiksberg Gardens on a fall ...
Вчера поддался общему порыву и посмотрел знаменитый уже клип Шнура "В Питере пить", сегодня встрял в дискуссию по поводу того, что именно пить надо и с чего начинается алкоголизм. В общем, понятно, что по окончании одних и в начале очередных "длинных праздников" эта тема одна из главных, ч ...
Нет предела человеческой жестокости и жадности... Позвонили хорошие знакомые, любящие животин с просьбой о помощи, т.к. что делать, куда бежать и как быть совершенно не знали. История следущая - их знакомая через интернет купила в подарок своему ребенку котенка "абиссинца" возрастом чу ...
сижу в растроенных чувствах немного, хотя умом понимаю, что не права... пообщалась с подругой, у нее дочка на 2 дня старше моей. Дык у нее ребенок говорит четко около 30 слов + звукоимитации всякие.. рассказывает сказки про курочку рябу и колобка... моя ...