Обзор: "Не в низком полу счастье"
pitertransport — 16.01.2016 Первые автобусы "НефАЗ" с низким уровнем пола производства Нефтекамского автобусного завода появились в Петербурге в 2010-м году. Это были модели "НефАЗ-5299-30-32" или, по-другому, "горбатые" НефАЗы, прозванные так за высокопольную заднюю половину автобуса. Несмотря на эту большую партию "полунизкополов", 100%-низкопольные модели не заставили себя долго ждать, и уже в 2011, а затем и в 2012 годах ГУП "ПАТ", частично за свои деньги, частично за деньги города, приобрёл около 120-ти автобусов "НефАЗ-52994-40-42" и "НефАЗ-52994-10". Эти конфигурации мало отличаются друг от друга, поэтому будем считать их за одну модель, которая и станет предметом нашего сегодняшнего обзора.Данные автобусы можно увидеть сейчас во всех автобусных парках "ПАТа", кроме 7-го. Больше всего их в 5-м и во 2-м парках, обслуживающих в основном юго- и северо-запад города. Автобус имеет большую вместимость и, как отмечают разработчики, предназначен для маршрутов с интенсивным пассажиропотоком в городах-мегаполисах, однако мы-то с вами понимаем, что в Петербурге на такие маршруты необходимо пускать в первую очередь автобусы ОБВ, и если на популярной остановке долго не появляется желанная "гармонь", то идущий по маршруту "НефАЗ" вполне может и не вместить в себя всех желающих пассажиров. Несмотря на это, подобный расклад событий можно наблюдать у нас достаточно часто (расписание? не, не слышал), но это уже совсем не о том. Отметим, кстати, что в забитом "НефАЗе", на наш взгляд, людям ехать достаточно удобно: никто не упирается в подиумы, не держится за стены и т.д.
Вообще говоря, отзывы о данной модели можно услышать достаточно разные. Кто-то говорит, что салон полунизкопольного "НефАЗа" намного лучше, кому-то автобус кажется очень удобным. Водители разнятся в своих мнениях по поводу 52994 ещё больше. Давайте разбираться. Чисто "пассажирскую" оценку мы дадим исходя из собственных наблюдений, а по части эксплуатации будем опираться на мнения действующих водителей ГУП «ПАТ», которых мы предварительно расспросили о данной модели.
Начнём с внешнего вида. Сбоку автобус выглядит достаточно прилично, хоть и не суперсовременно: прямая сплошная полоса окон, строгий дизайн дверей, ломаные линии колёсных арок. Дизайн «мордочки», на наш взгляд, похуже: округлые окна напоминают о не самых новых ЛиАЗах, нижняя часть лицевой стороны придаёт внешнему виду хотя бы какую-то солидность. В итоге снаружи автобус смотрится хоть и прилично, но не слишком изящно. Всё-таки до последних тенденций транспортного дизайна в этой модели разработчики не дотянули.
Теперь самое интересное - салон. И на эту тему нам больше всего хочется задать создателям данной модели один вопрос - зачем вообще делают автобусы со 100% низким полом в салоне? Чтобы попасть в условия ТЗ конкурсов от ГУПов и Комитета по транспорту? Знаете ли, нет. Низкий пол служит для двух главных целей: уменьшение времени посадки-высадки пассажиров (особенно хорошо это работает в случае с пожилыми, инвалидами, и маленькими детьми), и для облегчения нахождения людей в самом салоне, что по большей части необходимо для всё тех же, описанных выше, групп пассажиров. К сожалению, наш сегодняшний «пациент» хорошо выполняет только первую функцию. Ведь у него есть 100% низкого уровня пола, но при этом нет ни одного сиденья, стоящего на этом самом полу - абсолютно все они расположены на подиумах (так называются выделенные возвышения в уровне пола).
В конечном итоге получается, что условной бабушке, которая вроде бы легко и быстро смогла попасть внутрь автобуса, всё равно придётся прикладывать, возможно, большие усилия для того, чтобы забраться со всеми сумками на подиум, а затем перед выходом слезть с него обратно. Просто отлично. Конечно, для большинства людей подиумы - не проблема, и обычному человеку в салоне будет находиться достаточно удобно, но всё-таки полностью низкопольный транспорт не просто «для галочки» создают.
Из других минусов назовём малое количество сидений - их не больше 24-х, при том, что конкуренты (ЛиАЗ и Волгабас) могут иметь у себя по 28-30 сидячих мест. Как вы думаете, почему это так? А вот почему: очень большая накопительная площадка в середине - ни у одного другого автобуса вы такой не встретите, а также какая-то не совсем вразумительная, на наш взгляд, конструкция в передней части салона.
Больше особых изъянов в салоне нет: расстояния между сиденьями и перегородками довольно большие, поручни расположены удобно, в проходе два человека свободно расходятся, двери нормальные, сиденья выглядят хорошо.
В тёмное время суток в салоне бывает темновато, так как лампы светят не так ярко, как, например, в ЛиАЗе. Также низковато расположены салонные печки - в автобусе зимой может быть немного прохладно, но это всё уже мелочи. Единственное, что ещё нам значительно не понравилось - это опять же топорность дизайна. Округлые линии поручней и края пола находятся рядом с ломаными линиями тех же поручней, с прямыми углами подиумов и с вовсе не очень понятными углами верхних боковых панелей салона. Создаётся впечатление нецелостности внешнего вида, будто разные детали салона создавали разные люди. Да, конечно, здесь уже можно сказать, что это дело вкуса, однако мы и не настаиваем на этом, как на главном недостатке автобуса. Всё-таки отсутствие низких сидений - главный повод поставить нам оценку салону не больше, чем "удовлетворительно".
А что же говорят водители? Говорят они разное. При этом положительного всё-таки больше, чем отрицательного: К наиболее часто приводимым плюсам данной модели отнесём удобство управления автобусом на дороге, его не очень большой радиус поворота, манёвренность (несмотря на длину, которая больше, чем у «полунизкопольника»), отсутствие частых глобальных проблем (т.е. таких, которые не устранялись бы за одну ночь в ремонтном цехе), более менее просторную кабину. В копилку минусов можно отнести частую сильную вибрацию на холостом ходу (мы, кстати, оценивая салон, её тоже заметили), которая приводит не только к неудобствам пассажиров, но и к мелким поломкам некоторых деталей машины. Часто возникают проблемы с выхлопными трубами. Также, по словам водителей, работавших на нашем "НефАЗе", зимой неприятности, бывает, начинают вдруг появляться одна за другой: что-нибудь перегорает, какие-нибудь датчики заедает, обогреватели ломаются и т.д.
Фото: http://fotobus.msk.ru
Однако если посмотреть на технические характеристики, то в сравнении с "ЛиАЗом-5292.22" (т.е. автобусом примерно такого же возраста), у "НефАЗа-52994" можно заметить даже несколько небольших плюсов. Например, заявленная максимальная скорость у Нефтекамского автобуса на 5 км/ч выше, рабочий объём двигателя немного больше, да по длине "НефАЗ" немного выигрывает. Получается, что чисто технически данная модель может быть сравнима со своими главными отечественными конкурентами. По качеству сборки сказать что-либо сложно, здесь случаи бывают разные.
Подведём итоги. Петербургские "НефАЗы-52994" - это неплохие автобусы, которые по техническим характеристикам в принципе могут составить конкуренцию отечественным ЛиАЗам и Волгабасам, но из-за внешнего облика и салона, по нашему мнению, о достижении высокого уровня (не пола, а качества) создатели 100%-низкопольного "НефАЗа" могут пока только мечтать. Ведь салон - это всё-таки основная часть автобуса с точки зрения обычного пассажира. Поэтому пожелаем разработчикам Нефтекамского автобусного завода удачи в доработке данной модели, а пока что будем ждать на остановках преимущественно НефАЗовских конкурентов.
© 2016 | Владислав Болотовский
|
</> |