Обучение в австрийской гимназии (личный опыт)
alena_dnepr — 24.09.2021ЖЖ предлагает вспомнить школы и рассказать «школьные истории». Я к школе без малейших ностальгических чувств отношусь (10 лет - за что?! :)), но могу рассказать про обучение в Австрии, может, кому будет интересно.
Сразу предупреждаю: опыт субъективный и дело было давно; как запомнила, так и рассказываю.
Так сложилось, что где-то с десяти до двенадцати лет я отучилась в Вене, в гимназии. Сейчас даже не соображу, сколько именно классов там окончила, а в документах лень копаться. Три, наверное. Гимназия была с углубленным изучением предметов, то есть с более сложной программой и большим количеством уроков, по сравнению с обычной общеобразовательной (австрийской, разумеется). Ну а по сравнению с нашей… судите сами.
ФИЗКУЛЬТУРА
Главный, блин, урок. На нее отводилось какое-то огромное количество часов, ни дня без спорта. Просто удивительно, как я не стала в итоге толстой диванной лежебокой – нет лучшего способа вызвать отвращение к спорту, чем школьная физ-ра. Самый ненавистный предмет для меня был, потом уже в Москве самостоятельно добыла справку по освобождению от нее. Но в Австрии такое не прокатывало: этот мерзкий предмет был одним из основных.
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
Тут ничего особенного, примерно как и у нас русский преподают. К моменту поступления в гимназию язык я уже выучила, причем «взрослым» способом – с учебниками и конспектами. Так что была грамотнее большинства австрийских ровесников, чем немного удивляла учительницу (хотя это как раз логично для того, кто учил по книжкам).
РЕЛИГИЯ
Да, и этот предмет тоже. Для меня было обязательное посещение занятий, но оценок мне не ставили, потому что не католичка. При этом водили на мессу и зачем-то пару раз на исповедь всем классом. Я из светской семьи, что говорить не знала, так что рассказала, как запустила скамейку в бассейн и разбила камнем стекло (со стеклом нечаянно получилось, а скамейка изображала корабль). Ну чего еще рассказывать то в десять-одиннадцать лет? )
ЛИТЕРАТУРА
Совсем не как у нас. Давалась какая-то тема, например «школа». И дальше стишок про школу, потом кусочек из М. Твена про Тома Сойера в школе, дальше какой-то школьный рассказ современного детского писателя и так далее. Абсолютно бессистемно, очень простенько. А через месяц новая тема (отношения с родителями, допустим) и снова стишки-рассказы-отрывки из книг. Сочинений в нашем понимании не было, насколько я помню. Хотя что-то похожее наверняка писали. Скорее всего, тоже на заданную тематику (типа, напишите про вашу школу).
МАТЕМАТИКА
С математикой был полный капец, потому что ее не было по сути. Ни теорем, ни полноценной алгебры, а только навыки для подсчетов в обычной жизни. Например, я знала, что если угол и две стороны у треугольников равны – то и треугольники в целом равны, но доказывалось это линейкой.
ПРОЧИЕ ПРЕДМЕТЫ
Все подробности уже не помню за давностью лет, но в целом тоже не очень системно и с упором на социальные проблемы. Из мелких моментов, что запомнилось: как на уроке географии мы вырезали из листа кружочки, и это иллюстрировало уничтожение лесов рядом с Амазонкой. И рассказ про мальчика, который нахамил клиентке матери, потому что та пришла в шубе (и вроде как был почти прав, нет бы без ужина оставить в педагогических целях).
Вообще очень много промывки мозгов, но не политической с октябрятами-пионерами (это я еще чуток застала в СССР), а на тему правильного отношения к разным социальным и «зеленым» вопросам. Полагалось ужасаться шубам, бороться против пластика, несколько детей в классе были вегетарианцами. Одна одноклассница увидела у нас дома «пакет с пакетами» и очень одобрила, типа как экологично пакеты не выбрасывать ;))
Сейчас, наверное, аналогичная фигня с толерантностью, но в мое время это еще в такую моду не вошло, все больше про «зеленых».
ВОЗВРАЩЕНИЕ В МОСКВУ
И вот тут я столкнулась с последствиями «зеленого» образования по полной. Потому что у нас то кружочки из листочка вырезают только в коррекционной школе, а по алгебре-геометрии у меня был полнейший нуль в голове. С русским лучше, я много читала в свободное время, но те же сочинения писать не умела. С приплыздом, называется. А мне то при этом хотелось в класс с опережением по возрасту и не в обычный, а какой-нибудь с углубленным изучением чего-нибудь.
Ситуацию спасла бабушка. Она всю жизнь работала учительницей, и не только в школах, но и в колониях – преподавала школьную математику ворам, насильникам и убийцам. В общем, умела поддерживать дисциплину в классе :) И когда мы садились заниматься, то из добрейшей бабушки она превращалась в очень-очень злющую училку, я ее даже боялась немного. Под суровым прищуренным взглядом бабушки я и нагоняла за лето программу за три года, осознавая все преимущества нашего образования перед импортным.
В итоге поступила в математический класс и закончила школу в шестнадцать. По-немецки сейчас могу читать немного, но говорить уже никак. Надо было поддерживать, а у меня юношеский максимализм сработал: не нужен мне этот язык противный и Австрию вспоминать не хочу! Зря я так, конечно - любой иностранный ценен, но забыла напрочь.
#осеньосень
|
</> |