Общественный транспорт Москвы для чайников. Краткое руководство

топ 100 блогов moscow_i_ya28.05.2020 Общественный транспорт Москвы для чайников. Краткое руководство

Думая о московском транспорте, я все чаще вспоминаю фантастический рассказ, в котором транспортная система города усложнилась настолько, что поезд метро вылетел в четвертое измерение и не мог вернуться обратно. Ибо с каждым  нововведением представить как целое транспортную систему Москвы делается все труднее и труднее. Если несколько лет назад уехать вместо Кунцева в Кузьминки мог лишь герой анекдота, то сейчас попробуйте вспомнить, где находится станция Стахановская, а где - Селигерская.

Поэтому титанический труд, с которым я вас сегодня познакомлю, имеет две цели:

- Познакомить с главным о транспорте Москвы тех, кто несколько лет не был в столице, а также тех ее жителей, кто не следит за нововведениями.
- Разобраться самой; поэтому прошу знатоков транспорта, которые есть среди моих читателей, исправить ошибки и внести дополнения.

Свой рассказ я разделю на три части. В первой перечислю основные виды транспорта Москвы и изменения, происшедшие с ними за последние 3-4 года. Во второй рассмотрю способы оплаты и тарифы, а в третьей - основные информационные ресурсы, без которых в нашем городе уже, кажется, никуда не доедешь (язык, похоже не доведет не только до Киева, но и  до Киевского вокзала). Я не могу объять необъятное, поэтому информация не является исчерпывающей, а некоторые вопросы вроде льготного проезда или транспорта за МКАД не рассматриваю.

Поехали!



1.Из чего состоит московский транспорт.

Метро за последние годы строилось огромными темпами, появилось много новых станций и даже линий. Строится второе кольцо - так называемая Большая Кольцевая Линия (БКЛ), несколько ее участков уже введены в действие. Пока строится БКЛ несколько линий действует по временной схеме, раздваиваются, идут в никуда и пр. Вот актуальная схема, где цветом обозначено то, что уже построено. Оцените!

Общественный транспорт Москвы для чайников. Краткое руководство

Но в целом метро изменилось мало: поезда ходят часто и быстро, и это самый быстрый и надежный способ передвижения по городу. Хотя далеко не самый комфортный, потому что толпы в час пик (вне периода самоизоляции) никуда не делись.

Автобусы, троллейбусы, трамваи. Главное изменение - появление в 2016 году системы "Магистраль" - автобусов, пересекающих город из конца в конец в основном по выделенным линиям. Эта система (на мой субъективный взгляд) не оправдала ожиданий, но иногда пользоваться ей удобно. Маршруты начинаются с буквы М и почти все имеют общую конечную в районе метро Китай-Город.

Общественный транспорт Москвы для чайников. Краткое руководство

Другая тенденция - замена троллейбусных маршрутов автобусными (имеют номера, начинающиеся с буквы Т) и появление электробусов, мнения о которых пока противоречивы: они экологичны, но непонятно, насколько надежны, а еще нуждаются в частой подзарядке. Троллейбусы на улицах Москвы, увы, отмирают и согласно планам московских властей, скоро отомрут совсем.
Это фото  устарело: в центре троллейбусов уже несколько лет нет.

Общественный транспорт Москвы для чайников. Краткое руководство

Также появились красивые современные трамваи.

Общественный транспорт Москвы для чайников. Краткое руководство

И еще из приятного - в 2018 году исчезли турникеты!

Ночные автобусы соединены в единую сеть с конечной остановкой на том же Китай-городе. Они ходят 2 раза в час, идут довольно быстро и дают возможность добраться ночью до большинства районов Москвы.

Московское центральное кольцо (МЦК) открылось в 2016 году и считается одной из линий метро. Однако в отличие от метро, это полностью наземная линия (платформы не отапливаются), которая обслуживается поездами Ласточка. Поезда ходят с фиксированными интервалами немного реже, чем  метро. МЦК имеет пересадки на большинство линий метро и железной дороги, однако далеко не все они  удобны: иногда там, где показана пересадка, приходится идти по улицам минут 10. Но на многих линиях постепенно достраиваются более удобные пересадки. На схемах примерное время, которое придется потратить на  пересадку указано, будьте внимательны.

Общественный транспорт Москвы для чайников. Краткое руководство

Московские центральные диаметры (МЦД) - это фактически ранее существовавшие железнодорожные линии, которые прошли ребрендинг (новые поезда Иволга, которых пока не хватает, массовый пиар) и объединены в общую систему оплаты с остальным московским транспортом. Пока их два (четыре старых железнодорожных направления), планируется включить в эту систему все или почти все железнодорожные направления.

Общественный транспорт Москвы для чайников. Краткое руководство

Пригородные электрички иногда оказываются самым удобным способом добраться до некоторых районов, поэтому о них не следует забывать.

Маршрутные такси были уничтожены в 2016 году, однако все еще существуют на некоторых окраинах: формально они оставлены для перевозки между Москвой и заМКАДьем, но и по Москве на них иногда удобно проехать. Встречаются также увеличенные микроавтобусы (бывшие маршрутки), но по правилам пользования они от обычных автобусов практически не отличаются.

К вымирающим видам транспорта, кроме троллейбусов и маршруток, относится и монорельс. Единственная линия имеется в районе ВДНХ, поезда ходят два раза в час, будущее монорельса непонятно.

Общественный транспорт Москвы для чайников. Краткое руководство

Думаю, в качестве транспорта нужно упомянуть и такси. Благодаря агрегаторам (Яндекс-Такси, Uber - фактически тот же Яндекс-такси, Gett)  такси теперь приходит быстро и по твердой цене. Правда много нареканий на качество вождения и водителей, которые в основном гастарбайтеры: это оборотная сторона сравнительно невысокой цены.

Есть еще два вида транспорта, которыми никогда не пользовалась, поэтому их только упомяну: каршеринг и велобайк (велопрокат). (Кстати, о велосипедах: из перечисленных видов транспорта их можно провозить в МЦК, МЦД и на электричках). Можно вспомнить и канатную дорогу в Лужниках, хотя это не совсем транспорт, скорее аттракцион.

2.Как оплатить проезд

Основным, а в условиях коронавируса практически единственным доступным средством оплаты является карта Тройка. Но вот вариантов использования ее не много, а очень много и разобраться с ними не так-то просто.

Общественный транспорт Москвы для чайников. Краткое руководство

Купить Тройку можно на любой станции метро, а также в некоторых кассах пригородных электричек. К сожалению, больше ее купить негде (разве что в исчезающих киосках Мосгортранса), поэтому даже гостям Москвы, уж если вы ее купили,  лучше увезти с собой  и не терять; можно вернуть ее и получить обратно залоговую стоимость 50р., но вряд ли стоит это делать. Деньги на карте не сгорают 5 лет после последнего использования и в следующий приезд у вас не будет головной боли с покупкой Тройки. Туристам возможно будет интересен "сувенирный" вариант Тройки - в виде брелка или браслета (правда обойдется он дороже).
Есть еще вариант получить Тройку на дом с уже положенными на нее деньгами: такую услугу предлагает Яндекс-лавка, а возможно еще какие-то сервисы доставки.

Тарифов у Тройки много, но по сути нужно выбирать из двух вариантов:
- Кошелек: 40 рублей за одну любую поездку на метро, автобусе, трамвае, троллейбусе, МЦК и МЦД в пределах Москвы. При этом пересадки между метро, МЦК и МЦД считаются одной поездкой. Также можно совершить одну поездку в метро-МЦК-МЦД, плюс любое количество поездок в наземном транспорте в течение 90 минут за 62 рубля. Выбор между этими двумя вариантами (одиночной поездкой и 90 минут) происходит автоматически. Этот тариф хорошо подходит тем, кто ездит сравнительно редко.
- Безлимитные билеты на любое количество поездок: на сутки (230 рублей), трое суток (438 рублей) и 30 дней (2170 рублей). Для тех, кто регулярно ездит по городу, очевидно выгодней единый на 30 и более дней (вплоть до года, он конечно еще выгодней). Гостям города стоит прикинуть число поездок и решить, что им выгодней.
Билеты на 1 или 2 поездки стоят по 57 рублей за поездку и очевидно невыгодны: Тройка с тарифом Кошелек окупается за 3 поездки.
За прочими тарифами и нюансами покупки отсылаю к официальному источнику

Также  Тройкой можно пользоваться в электричке, записав на нее  разовые билеты или абонемент.

Положить деньги на Тройку можно, помимо метро, в кассах Аэроэкспресса, железнодорожных кассах, в офисах сети Мегафон и некоторых других местах, но везде, кроме метро, только на тариф "Кошелек". Есть еще удаленное пополнение, но деньги активируются только через специальные желтые терминалы в метро, поэтому описывать многочисленные способы удаленного пополнения я не буду.

У Тройки есть еще любопытные  неочевидные опции:
- Оплата туалетов в метро (актуальный список станций, где он есть); вход в них только по Тройке, цена посещения 60 рублей. Если приспичит - это вариант, но лучше пользоваться бесплатными туалетами в поездах МЦК, МЦД (Иволги) и на многих станциях МЦК.
- Оплата Аэроэкспресса, канатной дороги, различных музеев и развлечений (в том числе Третьяковская галерея, музей имени Пушкина, зоопарк, развлечения в парке Зарядье, смотровая площадка СИТИ), катков на ВДНХ и в парке Горького. Эта возможность экономит время на стояние в очереди, а в некоторых местах положены скидки 5-10% (полный список и другие подробности).
- Программа лояльности с разнообразными бонусами и скидками у многочисленных партнеров.

Также оказалось, что Тройка пригодна для контроля проезда во время режима самоизоляции: без привязки карты к пропуску она работать не будет. Надеюсь, что эта опция скоро исчезнет навсегда.

Альтернативные способы оплаты (временно не работают во время самоизоляции и пропускного режима)
- Бесконтактная банковская карта, а также специальное приложение на смартфоне: 44 рубля поездка
- Наличными водителю в наземном транспорте - 55 рублей; желательно не пользоваться этой системой оплаты, т.к. это задерживает автобус.

Стоит упомянуть, что такси оплачивается наличными или по банковской карте (если она привязана) и что в маршрутках могут не принимать карту Тройка, но примут наличные.

3.Планирование поездки и информация

Транспортная система настолько усложнилась, что без смартфона или подготовки за компьютером совершить поездку в незнакомый район проблематично.

Перечислю основные сервисы, которыми стоит пользоваться:

- Построение маршрута. Соответствующие сервисы есть в Яндекс-картах, Гугл-картах, полагаю и еще где-то, но этих двух, думаю, достаточно. Предложат разные варианты проезда (советую изучить несколько, чтобы был выбор), примерно оценят, сколько времени займет дорога.

- Карты. Я пользуюсь Яндекс-картами. На них можно увидеть расположение остановок и выходов из метро, узнать, какой транспорт ходит на той или иной остановке, увидеть маршруты и движение транспота. К примеру, так выглядит на карте движение по автобусной остановке у Большого театра. Как видите, несмотря на позднее время (23.30), один автобус только что отошел от остановки, а два - подходят.

Общественный транспорт Москвы для чайников. Краткое руководство

Иногда без карты трудно обойтись, если нужно с картой приходится искать автобусную остановку, потому что несколько десятков маршрутов разбросаны по сторонам большого перекрестка. Также она пригодится для того, чтобы понять, из какого выхода метро лучше выбираться (сейчас все выходы пронумерованы).
Вот, к примеру, карта расположения остановок автобусов у метро "Речной вокзал". На каждой из обозначенных остановок - до пяти автобусов. Вы найдете нужный вам номер на местности без помощи карты?

Общественный транспорт Москвы для чайников. Краткое руководство

- Расписания: наземный транспорт, электрички, а также МЦД и МЦК. В метро расписание не нужно, оно ходит стабильно и часто. Расписанию наземного транспорта вне конечных остановок я бы не особенно доверяла: оно нужно скорее для ориентации, как часто ходит тот или иной автобус (трамвай) в разное время суток.

- Приложение Яндекс-транспорт показывает, как скоро ожидается тот или иной транспорт на конкретной остановке, и этим сведениям, в отличие от расписаний, в целом доверять можно, строя свои планы в соответствии с показаниями приложения.

Надеюсь, что этот трактат поможет вам в освоении московского транспорта. А еще хочется надеяться, что недалек тот день, когда мы снова будем активно им пользоваться.
Хороших поездок!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда шотландский художник Джек Веттриано только начал выставлять свои работы, его картины продавались не более чем за 3 тыс. фунтов стерлингов. Сейчас средняя стоимость произведений Веттриано варьируется от 25 до 125 тыс. фунтов. К примеру, в 2004 году самая известная картина Веттриано «П ...
Ника belonika  , автор популярного в ЖЖ блога и книги "Рецептыши", позвала ...
Вчера с Машей обсуждали, как бы отнеслись великие русские писатели к крымнашу и прочему путинизму.  Я сначала была оптимистически настроена, но Маша меня сумела разубедить. Наверняка все бы были крымнаш.  Кроме Платонова. Только часть бы предусмотрительно заграницу съе... ...
Минутка Мужского Шовинизма в субботний день. Женщин без каблуков и открыто-обтягивающей одежды - на свалку истории, к синим викторианским чулкам и безродным феминисткам! Мужчины выбирают глазами, выбирают свободу и декольте, высокие шпильки, гордую осанку, лосины и мини-юбки, простоту в ...
Вопросы товарищем Смирновым поставлены верно. А вот с ответами как всегда. Например, комментаторы всё размышляют как преодолеть то же разделение труда, хотя зачем? Ведь в статье же отвечено "Профессии останутся. Не будет другого, а именно того, что экономические отношения заставляют ...