Образование и конкурентоспособность.
tsepkalo — 07.12.2010 Страны мира оценивают и сравнивают по различным критериям. Это и инновационный потенциал страны, и индекса конкурентоспособности, и уровень информационного развития. На первый взгляд они различны. Но есть в них нечно общее. В качестве основного во всех этих оценках используется такой показатель, как число студентов и аспирантов инженерных и естественнонаучных специальностей на тысячу жителей.Беларусь, как известно, занимает где-то 60-80 место в мире (по крайней мере среди стран, которые представляют международной статистике кое-какие данные). Так вот. У нас на 1000 человек населения ежегодно выпусается 7 инженеров. В Финляндии, занимающей в международных рейтингах ведущие места, ежегодно на 1000 человек населения выпускается 17,4 инженеров.
... Когда распался Советский Союз выяснилось, что в Республике Беларусь, равно как и в других странах бывшего СССР, в системе образования отсутствует ряд специальностей, необходимых для рыночной экономики – экономистов, финансистов, бухгалтеров.
Страна обрела независимость и появилась потребность в специалистах-международниках. Развитие средств массовой информации толкнуло вузы к резкому увеличению подготовки журналистов.
Модными стали также специальности юриста, психолога и переводчика.
За определенный период времени рынок получил необходимые стране специальности. Так, например, система образования подготовила для рынка Беларуси 300 - 350 тысяч бухгалтеров, что лишь немногим меньше, чем в Китайской Народной Республике. Факультет международных отношений БГУ уже готовит около 3 тысяч белорусских студентов, что в несколько раз больше, чем в МГИМО в советское время (притом, что в МИД ежегодно идут лишь 2-3 выпускника этого факультета).
Количество юристов на рынке труда Беларуси оценить сложно. Однако, если вывесить на сайте вакансию юриста, то практически моментально получаешь несколько десятков анкет. Предложение экономистов также где-то в 4 раза превышает спрос.
Большая часть гуманитарных специалистов не востребована на рынке труда и вынуждена работать не по специальности. Таким образом, государство затрачивает на подготовку этих специалистов значительные средства впустую.
В то же время, в отличие от непроизводственных специальностей потребности рынка в инженерах практически безграничны. Ведь в отличие от бухгалтеров и юристов, историков и лингвистов, инженеры формируют реальное богатство страны; они способны производить продукт, имеющий экспортный потенциал. Поэтому на одного ИТ-инженера в Беларуси приходится 5 вакансий.
|
</> |