Образец барственной спеси (не о Никите Сергеевиче)
steissd — 20.06.2011 Наткнулся на подборку высказываний композитора Свиридова на сайте «Чёрной сотни» (нет, это не моя характеристика источника, а логотип его главной страницы). Резанула глаза не черносотенность высказываний, — в конечном итоге, на этом сайте едва ли может быть опубликовано что-то другое — а дежурное противопоставление материального и духовного, с классическим брюзгливым обличением бездуховной сытости.Такая же участь ожидает нашу страну и наш народ, который теперь по государственному указу получает прививку духовного СПИДа, который грозит нам окончательной духовной гибелью.
Когда поначалу лидеры Государства объявили «перестройку» и отвержение «застоя», можно было всячески приветствовать это начинание. Думалось, что это коснётся и воскрешения, возрождения духовной жизни, без которой человек — живой труп и подобие механического робота. Но именно такой механический робот, без каких-либо нравственных устоев, без пробуждённой души — послушное полуживотное, удовлетворяющее лишь свои примитивные инстинкты: голод, жажду, похоть, желание жить без всяких забот...
Если бы эти слова принадлежали, скажем, провинциальному учителю истории или словесности с окладом в 130 руб. (советских, по ряду признаков можно понять, что высказывания произнесены ещё в советские времена), музейному работнику, журналисту районной газеты с аналогичным уровнем благосостояния, сельскому доктору в Нечерноземье, эмэнэсу-гуманитарию и т.п., то можно было бы воспринять их либо как выстраданное, либо как проявление синдрома лисицы и винограда, что по-человечески понятно и не вызывает особого отторжения, будучи одной из форм психологической защиты от объективного и непреодолимого в рамках закона неблагополучия.
Но это сказал народный артист СССР с «Гертрудой», четырьмя орденами Ленина, Ленинской, Сталинской и двумя Государственными премиями. То есть, человек очень хорошо обеспеченный материально, имеющий доступ к кормушкам-распределителям (для тех, кто не застал СССР, пояснение: это — магазины для начальства, куда кто попало с улицы войти не мог, и где продавали по низким ценам товары, отсутствовавшие в свободной продаже, как продовольственные, так и и промышленные) и никогда не стоявший в очередях за предметами и продуктами первой необходимости. И от этого его позиция выглядит обычной спесью жирного сытого барина, который отказывает другим в праве на сытость.
Желание простых людей жить без лишних забот и хлопот коробит его высокородие. Можно подумать, что сам он, превозмогая заработанный на производстве радикулит, воду из колонки таскает, копает картошку на шести сотках и дрова колет, а также ездит в переполненных до пределов растяжимости промёрзших зимой и удушливых летом трамваях на работу и с работы в часы пик (про стояние в очередях за каждой ерундой сказано выше), а в его малогабаритной типовой квартире живут три поколения семьи его самого и супруги, что поутру порождает ещё одну очередь — в сортир.
Ведь понимает, собачкин племянник, что даже при наличии таланта и тяги к творчеству, самореализация возможна лишь при отсутствии необходимости постоянно бороться за элементарное выживание. Но это отсутствие забот и хлопот полагает привилегией исключительно самого себя и себе подобных. А быдло™ должно высокодуховно и бескорыстно ими восторгаться на голодный желудок, ибо на то оно и быдло™. Сытое и довольное быдло™ — это потрясение основ мироздания, столь комфортного для бар старой закалки.