Обезьянья вотчина
ofenushka — 12.02.2017 Обезьяний бог Хануман стоит на подступах к пещерам - огромный, зелёный, хвостатый...У ног его, в поисках хлеба насущного, шныряют многочисленные «подданные» - макаки.
Пробавляются в основном попрошайничеством: дёргают за подолы дам, жалостливо демонстрируют маленьких обезьянышей, по-человечьи бегают за «сумочниками», припадая не обе ноги сразу.
Не чураются и воровства - никто их здесь, рядом со статуей Ханумана, за это не накажет - Хануман и сам в детстве шалил, таская и припрятывая монашескую утварь. К тому же индуисты верят, что в древности обезьянье войско Ханумана строило мост между материком и Шри-Ланкой, правда, те обезьяны были великанами, но это уже детали.
На небольшой площадке какой-то щедрый человек вывалил хвостатой братии целую кучу яблок.
Обезьянки подбегают, подбирают плоды,
принимаются есть
и, разочарованные,
бросают, уходя на поиски чего-нибудь поинтереснее.
Завидев бананы, впадают в состояние крайнего вожделения и начинают неотступно следовать за их обладателем, выклянчивая сладкие кусочки.
Видели, как турист-иностранец угощал самца-макаку бананами, а потом решил подразнить зверя - тряс связкой у себя над головой и не отдавал. Самец запросто мог бы на него запрыгнуть, но, видимо, не хотелось ему на конфликт идти: ходил на задних лапах вокруг мужчины, умоляюще заглядывал в глаза, пробовал взять на жалость скулежом, а потом обозлился и начал оскаливать крепкие жёлтые зубы. Это уже выглядело как угроза, и мужчина прекратил дразнение. Всё закончилось благополучно для обеих сторон – никто никого не покусал, но провоцировать такую проворную и зубастую животину - занятие опасное.
Не догадалась я понаблюдать за местными продавцами фруктов, орехов и прочей снеди для макак - должны же они как-то бороться с кражами своего товара, иначе прогоришь среди такой вороватой публики.
Пещеры Бату на окраине Куала-Лумпура – это известняковые скалы с огромными пустотами.
Мы зашли только в Храмовую (Светлую) пещеру. Ведут к её входу 272 ступени каменной лестницы. Считала ступеньки на подъёме и спуске: наверх получилось 261, обратно – 283. Почему вверх меньше, чем вниз? Так это всё макаки виноваты – отвлекают своими умилительными мордашками и выкрутасами, да и красивые виды на окрестности часто «приостанавливают» подсчёт. Но если результаты средним арифметическим посчитать, то ровно 272 и получается, так что всё верно.
У подножия лестницы установлено огромное – 42 с лишним метра - изваяние индуистского бога Муругана. Естественно, что верующих здесь немало даже в обычные, непраздничные дни, а в праздничные в это культовое место, наверное, лучше и не соваться – всё равно из-за толкучки ничего не увидишь.
Входящих в пещеру встречает малая статуя Муругана. Согласно легендам вечно молодой Муруган красив, вспыльчив, воинственен, но вместе с тем и милосерден, участлив, он борется со злом и приходит на помощь нуждающимся. В руках у него копьё света, которым он поражает демонов. У ног - павлин, на котором Муруган объехал весь мир.
Почитала в интернете «историю» появления павлина (больше похожую на описание в доступной форме катаклизмов планетарного масштаба): когда Муруган погнался за предводителем демонов Сурападмой, тот «принимал облик волн, огня, смерти, горы, облака, произвел тени, среди которых прятался, затем превратился в дерево манго посреди океана; его ветви, достигая границ вселенной, погрузили мир во тьму, от их колебания слетали звезды с небес, переворачивались горы; огненное копье Муругана осушило океан вокруг дерева, срезало дерево под корень; Сурападма раздвоился, став петухом и павлином; Муруган сделал изображение петуха на своем знамени, а павлина – своей ваханой» (вахана – средство передвижения, ездовое животное, а Сурападма в облике дерева, в другом изложении, был рассечён копьём пополам).
Миф фантазию будоражит, но, по правде говоря, узнала я его позднее, а входила в пещеру зрителем совершенно неподготовленным, мысленно оправдываясь тем, что есть в моей неосведомлённости что-то первооткрывательски-непредвзятое.
Пещера интересная: стены природа возводила,
«отделка» у них искусная,
а внутреннее пространство уже люди наполнили изображениями богов,
сценами из индуистской мифологии,
маленькими храмами.
Засмотрелась в одном месте на арочный свод пещеры, на геометрически
точные линии, на свет, струящийся сквозь оконце в куполе... Надо же
– природа сама храмы строит, человеку и придумывать ничего не надо
– только смотри и учись. Жаль на снимке получилось «Может,
экспозиция… Или фокус…», в жизни всё чётче, объёмнее,
возвышеннее…
Показалось, что пещерные обезьяны, в отличие от наружных, больше
специализируются на воровстве, причём делают это сообща: ты долго
стоишь возле взрослого макака, который даже и не глядит в твою
сторону, тем самым усыпляя бдительность, а потом несколько в
стороне появляется другой обезьян, принимающий красивые, задумчивые
позы, ты берёшься за фотоаппарат, чтобы запечатлеть позёра, и –
хвать! – самец, не обращавший доселе на тебя никакого внимания,
резко и достаточно сильно дёргает за пакет. Я ахаю, люди вокруг
смеясь показывают на давшего дёру воришку, но пакет, к счастью,
остался при мне.
Муж, быстро осмотревший пещеру и ненадолго (всего-то на сорок
минут) присевший на скамейку подождать меня, наблюдал, как какой-то
индус кинул обезьяне три мелких банана, и она, опасаясь, что её
собратья понабегут и всё отнимут, тут же засунула один банан в рот
прямо с кожурой. Заглатывая первый, отточенным движением мгновенно
очистила второй и тоже спешно его прожевала, и только на последнем
позволила себе получить удовольствие от пищи - ела уже спокойно, не
торопясь. Сородичи к ней, конечно, подбежали, но было слишком
поздно – всё, что им осталось, это облизывать опустошённые
банановые шкурки, чем они поочерёдно и занимались.
В центре «зал» освещается дневным светом сквозь пролом в
«потолке».
«Внутренний дворик», правда, ограждённый - не приспособлено пока
место под прогулки.
В укромном уголке по бетонированному полу одиноко разгуливал символ
предстоящего года (и знамени Муругана) - петух. Пожалела его –
когда начальник остаётся без коллектива, пусть и квохчущего,
бестолкового, тут и захандрить недолго.
Строительные работы в пещере продолжаются, встраиваясь в
причудливые природные формы, и мне, глядя на них, подумалось: во
всём нужна мера, если во время не остановиться, человеческие
творения заслонят собой нерукотворные, люди и сами не заметят, как
разрушат загадочность и очарование, царившие здесь изначально.
Стены во многих местах покрашены краской,
вероятно, так смотрители борются с «увековечивающими» надписями,
которые оставляют после себя некоторые визитёры.
Вышли мы с мужем из пещеры вместе, но спускалась я опять гораздо
дольше, чем он. За это время он успел минут пятнадцать постоять под
навесом какого-то ларька-не ларька, в общем, лавки с индуистскими
принадлежностями и смотрел, как прибывает народ на площади – просто
толпы индусов, а обезьян уже не было видно - разбежались.
|
</> |