Об отсечении своей воли! 2
stas_senkin — 28.04.2011
Прежде чем говорить о необходимости послушания и отсечения своей
воли, нужно точно определить, что такое своя воля и почему её нужно
отсекать.
Своя воля – это движение мыслительной части души человека на парусах её желательной части, охраняемой её раздражительной частью. Мысль зарождается в сердце. От избытка сердца глаголят уста. От своих слов человек либо осуждается, либо оправдывается, подтверждая их своими поступками.
Человек, вступающий на стезю истинного, нелицемерного, послушания, прежде всего должен очистить желательную часть души от похоти, раздражительную от неправедного гнева, а мыслительную - от заблуждений и всяческой лжи.
То есть, - своя воля в контексте божественного послушания представляет собой привнесённые дьяволом похоть, неправедный гнев и греховную логику и связанные с этим неправильное поведение человека и неправильное восприятие действительности. Процесс послушания представляет собой процесс исправления души, в связи с чем человек приобретает правильные мысли, слова и поступки, а не простого подчинения, как то представляется внешним.
Сама человеческая воля по своей природе добра, если пребывает с Богом, но уклонившись от божественных заповедей, душа пьёт приторные воды греха и заболевает. Таким образом, своеволие представляет собой болезнь, а послушание – самый быстрый метод исцеления души.
Старец, который сам был послушником и осознал, что такое исправление опытным путём, может полностью понять своего послушника, тем самым удобно управляя его ко спасению. Он точно видит на какой степени болезни или исцеления стоит послушник и своевременно даёт ему нужное лекарство. Ощущая любовь своего старца, послушник понимает яко благ Господь и его вера зиждется на единственно правильном фундаменте божественной любви, где само вероучение, хоть и необходимая, но всего-лишь надстройка.
Отношения старца и послушника в большей мере представляют собой отношения отца и сына, а не учителя и ученика, поэтому здесь большую роль играет характер чисто человеческих взаимоотношений, которые строятся как отцом, так и сыном. Отец рождает сына, а сын рождает отца. Эти отношения живые, как жива любовь, но дьявол будет пытаться разрушить эти отношения, поэтому послушание представляет собой так же и дисциплину. Без дисциплины нет послушания.
Хороший старец обладает терпением и любовью, хороший послушник мужеством и верой своему старцу. Но даже старец с небольшим терпением и малой любовью может управлять мужественного послушника с большой верой старцу. А также старец с большой любовью и великим терпением может управить послушника с малой верой и небольшим мужеством. Никто да не смотрит на начало послушания, где ошибки необходимы, но смотрят на конец, когда, исцелившись от своеволия, послушник начинает приобретать плоды Святаго Духа.
В славянском слове «послушание» два подсмысла - слушать и слушаться - слушать Божью волю и слушаться опытного старца. Без этого смысла - слушать, причём, слушать очень внимательно, послушание становится слепым и никогда не принесёт истинный плод.
Греховное удовольствие лечится спасительным страданием, неправедный гнев – терпением бесчестий, а ложь и заблуждения здравым учением и умением послушника слушать Божью волю. Каждый день Господь приносит послушнику новый урок через старца или же через искушение. Послушник должен учиться уметь делать правильные выводы и накапливать мудрость. Логику заражённой грехом души часто лечат абсурдом веры. Так исправляется мыслительная часть души.
Благодаря урокам старца, послушник приобретает совсем другую – божественную - логику, которую часто не понимают миряне и тем более внешние. В эту божественную логику естественным образом вписывается чудесное, что является нарушением законов обычной человеческой логики. Для настоящего христианина чудо – естественно, как естественна любовь и радость.
Призываю всех православных христиан бережно отнестись к давней традиции старчества, изучать её и возрождать в наших обителях. Без этого жизнь в монастырях выглядит унылой и тоскливой, а не бодрой и радостной. Не многословие и мирское мудрование сыграют миссионерскую роль в церкви, а плоды Духа Святого – мир, кротость, долготерпение, вера и радость – носителями которых призваны быть православные христиане. Христос Воскресе!
|
</> |