об отношениях между индульгенциями и фалеристикой
mmekourdukova — 07.03.2018 Я, конечно, нумизматка и фалеристка та ещё. Принципиально дилетантствующая. С коллекциею, составляемой по принципу «покупаю только то, за что просят не больше 10% настоящей цены».
Но вот медальку юбилейного 1975 года из моих фондов
таки покажу для привлечения внимания.
Это я к вопросу о феномене
юбилейного года
в ихней католической церкви. Когда я спросила у
своих подомофорных католиков студентов, как они относятся к
феномену, единогласное пфе было мне ответом. Особенно, говорят,
после того, как верных буквально завалили
внеочередными юбилейными
годами. После того, говорят, как
юбилейность
сделалась
внеочередной,
всё окончательно стало ясно с той юбилейностью. Все та же торговля
индульгенциями под новым соусом.
А у меня, собственно, параллельный вопрос к тем,
кто в теме. Чем для вас, в вашей жизни и опыте, является таинство
Соборования? Одно из Семи Таинств, которое задумано было «по
образцу» апостольских исцелений, но цель которого определяется
как -
- получение больным
благодати, которая по воле Божией либо способствует его
выздоровлению, либо освящает его переход в иную жизнь.
Вот это «либо», в сочетании со всем известным из многовекового опыта действием таинства, и произвело тот эффект, что как на Востоке, так и на Западе соборование совершенно отчетливо стало восприниматься как нечто вроде отходной. Русские верующие шарахаются на предложение особоровать больного (аа, уже хороните, да?), а в Европах в быту народном таинство прямо вот так в лоб и называется последним помазанием. Естессно, катехизисы Востока и Запада указывают отдельной строкой, что нет! не последнее, как думают некоторые необразованные миряне (есть такой термин, ага)! а вовсе даже наоборот, через него больной может выздороветь ещё как! – но вот необходимость этой отдельной строки и говорит сама за себя громким голосом.
Как мы все знаем, это сделавшееся весьма двусмысленным по целям и по эффективности таинство с некоторых пор (как мне сказали, по инициативе Оптиной Пустыни) полностью изменило всё, кроме названия и буквы обряда. Так што стали его совершать не только над больным, но и над здоровым, и не только над одним здоровым, но и над группою оных, и не только чрез семерых священников, но и чрез меньшее их число. Некоторый разнобой имеется только в способе оплаты – на одних приходах ставят семь тарелок для пожертвований, на других же тарелок не ставят вовсе, а просто заранее записывают публику, принимая пожертвование по таксе.
Собственно, по целям и эффективности оно теперь ничем не отличается от мероприятий юбилейного года. Но намного удобней и доступней – не надо ни ехать в Рим, ни ждать (хотя бы и внеочередного) юбилейного года, достаточно дождаться ВП.
С другой стороны, есть и небольшой недочет. Медальку не чеканят, фалеристов не балуют.
Интересно, напишут ли сюда первым же каментом мечтательное «эх, а я бы в Рим-то за милую душу съездил».