Об одомашнивании Энкиду
marigranula — 10.12.2023 История о знакомстве Гильгамеша и Энкиду описанная в Эпосе о Гильгамеше выглядит довольно странно: жители Урика жалуются богам на гордыню и самоуправство Гильгамеша. В ответ на это боги не пытаются как-то вразумить Гильгамеша, а создают Энкиду, равного по силам Гильгамешу, но поселяют его в степи, где он живет с дикими зверями, защищая их от охотников. Охотник жалуется Гильгамешу, и Гильгамеш посылает проститутку Шамхат соблазнить Энкиду. После недельного секса, удовлетворённый Энкиду идет к пастухам и живет с ними наслаждаясь хлебом, пивом и одеждой (до этого он ел травуДовольно странная история. Что она могла означать? У меня есть следующее предположение: Эпос о Гильгамеше потому и сохранился в записанной форме, что он эпос - то есть длинный. Короткие мифы записывать не было особой нужды, их и так помнили. Но при этом длинные эпосы формировались из коротких мифов путем их рекомбинации. Я предполагаю, что начало эпоса о Гильгамеше получилось путем комбинации двух мифов:
1.Боги посылают Энкиду чтобы победить и унизить Гильгамеша. Гильгамеш, однако, не только сильный, но и умный: он посылает Шамхат к Энкиду чтобы Энкиду устал на ней. После этого уже уставший Энкиду борется с неуставшим Гильгамешем, Гильгамеш побеждает (укрощает) Энкиду, и Энкиду, как впоследствии Хувава, соглашается стать слугой-другом Гильгамеша. Вместе с Гильгамешем, Энкиду идет биться с Хувавой, но так как Энкиду не заинтересован в том чтобы у Гильгамеша появился второй слуга подобный ему если не еще более полезный для Гильгамеша, он уговаривает Гильгамеша убить Хуваву.
2.Дикий человек живет в степи, защищая животных от людей. Люди переманивают дикого человека к себе в обмен на секс, еду, пиво и одежду; уже не-дикий человек теперь защищает людей от хищников.
Оба мифа - об одомашнивании дикого человека (хотя и двумя разными но возможно комплементарными путями), и оба включали в себя секс с этим пока еще не одомашненным человеком. Соответственно, они были объединены в один эпос.
Объединены в один эпос оказались два подхода к сексу: секс как цивилизующая сила превращающая "дикого" мужчину в социально полезного, и секс как то, что ослабляет мужчину и может быть использовано женщиной во вред.
Могла ли идея дикого Энкиду базироваться на орангутане? Мне представляется это маловероятным. Возможно что 4000 лет назад, орангутаны еще жили во Вьетнаме и мы знаем что специи из Индокитая попадали в Израиль в начале второго тысячелетия до н.э., то есть кто-то видевший орангутана мог добраться до Междуречья и рассказать о диком человеке.
*Из более ранних мифов о Гильгамеше мы знаем, что Энкиду изначально был именно слугой, не другом Гильгамеша.
|
</> |