Об общественном договоре бизнеса с Навальным
Сообщество «Общественное движение "Совесть"» — 09.08.2013 — Бизнес Теги: НавальныйЕсть много забавных вещей в «Социальном контракте» 35 бизнес-айтишников с Навальным.
Например, припоминаются другие контракты бизнеса: контракт семи бизнес-банкиров («семибанкирщины») с Ельциным в 96-м году: мы тебе – президентство, ты нам – промышленность. Или контракт бизнес-элиты с Путиным в 99-м: мы тебе – президентство, ты нам – охрану богатств от просыпающегося народа.
Еще удивляет, почему под этим контрактом, если это контракт, не стоит подписи второй стороны. Без нее документ логично было бы обозвать офертой. Но и офертой назвать не получается, так как в договоре не обозначено, в чем именно состоят обязательства второй стороны – Навального.
Правда, сказано, что подписавшие ждут от Навального «защиты верховенства закона, поддержки независимых судов, реальной подотчётности чиновников обществу». Но насколько их контрагент способен выполнить такие обязательства? Например, поддержать то, чего не существует вовсе – независимость судов. Или сделать чиновников подотчетными обществу (не самому себе, Навальному, а именно обществу)? Когда общество не готово требовать отчета от чиновников. Даже чудо-богатырю, если считать Навального чудо-богатырем, такое не под силу. Заключать контракт с аптекарем на программирование айти-бизнесмены и бизесвумены, наверное, не стали бы. А здесь?..
В общем, документ составлен не слишком по-купечески.
В контексте дела Кировлеса весьма двусмысленно звучит фраза «Мы видим, как чиновники принуждают бизнес к коррупции». В этой же связи противопоставление себя плохишам, чей бизнес «основан... на марже от продажи», тоже не может не вызывать улыбку.
Это вещи забавные. Есть и пугающие. Почему понадобилось столько времени для публикации этого письма? Почему так высоко взметнулась информационная волна? И почему письмо не открыто для подписей?
Но ни смешить, ни пугать вас в связи с письмом 35-ти мне не хочется. Потому, что оно поднимает ряд очень серьезных вопросов и само является весьма симптоматичным.
Первое – громко поднята тема социальной ответственности и недопустимости аполитичности бизнеса. Бизнесмены – часть общества, и потому аполитичность для них имеет те же печальные последствия, что и для общества в целом. Тратя 24 часа в сутки на бизнес, об этом некогда думать. Но тогда политика приходит за тобой. Даже если ты совсем крупный бизнесмен. Даже – если олигарх или олигарх над олигархами.
Второе – впервые громко звучит тема общественного договора с бизнесом. Конечно, это должен быть договор с обществом, а не с Навальным. Никакой навальный просто не в состоянии дать бизнесу то, что ему нужно и что может дать ему только общество – безопасность во всех смыслах, защиту, признание и уважение. И конечно, никакой навальный (как и никакие путины, ельцины и зюгановы) не могут гарантировать выполнение обществом своей части договора с бизнесом. Это вообще не под силу ни одному человеку, ни даже сравнительно небольшой группе людей, скажем так, например, из ста тысяч человек. Для этого нужны совсем иные механизмы. Их, эти механизмы неужно проектировать и создавать. Пока этого айтишники не увидели. Но ничего – увидят. Ничего в этом сложного нет. Не бином Ньютона.
Тогда они поймут и то, что верховенство закона ничего хорошего не дает, если это плохой закон, а независимость суда хуже зависимости, если это плохой суд. Тогда они догадаются, что независимая судья Сырова или судья Блинов хуже их же зависимых и что не в независимости самой по себе здесь дело. Увидят и то, что проект «Счастливая Россия» (копирайт Тактаева) не проще проекта «Яндекса» и что тяп-ляп его делать нельзя, а нужно подходить к проектированию по всем правилам науки.
Поймут и то, что слишком дешево они хотят купить дорогую вещь – возможность жить и работать в «нормальной» стране, где им не нужно бояться за свою судьбу и где им хотелось бы не только работать, но и жить. Откуда не нужно было бы думать, куда отправить детей. Цена всего этого много больше поддержки, пусть и щедрой, Навального (или кого-то еще) на выборах. Это стоит гораздо больше даже просто в денежном выражении. В готовности платить эту цену и состоит социальная ответственность бизнеса, который сегодня в полном соответствии с архитектурой построенного нами с вами, дорогие друзья, общественного здания заточен на одно – «хапнуть, спрятать, чтобы при необходимости было куда убежать».
Но понимание всех этих вещей придет к бизнесменам не сегодня. Сегодня же нужно радоваться и тому, что все эти темы хотя бы начали вплывать в общественное сознание. Пусть даже и на волне эйфории по поводу «нашего кандидата» и неистребимой нашей веры в хорошего царя.