О завершении "эпохи конца Истории"

топ 100 блогов anlazz20.02.2020 На самом деле очень сложно понять: как же можно было быть коммунистом, скажем, в 1990 году? А ведь были тогда коммунисты… должны были быть – пускай и в ничтожных количествах. Однако как им было тяжело тогда: ведь, как казалось, все имеющиеся факты непреложно свидетельствовали о том, что их идеи проиграли! Что коммунизм, как таковой, несет с собой только нищету, разруху, жертвы и отсталость. Причем, для этого не требовалось даже вспоминать пресловутое «время Сталина» - поскольку и без него доказательств подобного хватало. Достаточно было «просто сравнить» то, как жили в СССР – и то, как жили за его пределами. (Или, вообще, уровень жизни в социалистических и капиталистических странах.)

Разумеется, сейчас понятно, что подобная простота много хуже воровства. (Хотя бы потому, что к указанному воровству, в конечном счете, и привела.) Но тогда, тридцать лет назад, подобный взгляд выглядел более, чем естественным. Поэтому неудивительно, что в указанный период практически единогласно была принята концепция т.н. «конца истории». Согласно которому пресловутый «либерально-демократический капитализм» является самым высшим проявлением человеческого духа. Акме, подняться над которым невозможно – и поэтому все попытки подобного подъема будут неизбежно вести только к страданиям.

Указанное положение получило название «конца истории» по одноименной работе Фукуямы. (Причем, именно в указанной трактовке – вне того, что данный господин действительно писал.) Отсюда неудивительно, что дальнейшая трактовка «развития цивилизации» практически целиком оказалась в «технической области»: т.е., полагалось, что техника будет совершенствоваться при сохранении текущих социальных отношений. (Разумеется, такая идея господствовала в западной футурологии и до появления концепции «конца истории», однако после нее она стала единственно возможной.) Более того – с будущего указанная модель невольно начала переходить и на прошлое: действительно, если не может быть ничего, кроме либерального капитализма, то почему раньше было по другому? Для объяснения того: «почему было по другому» - ну, в смысле тяжелого положения людей в прошлом, память о котором еще сохранялось – обыкновенно использовалось или указание на «техническую неразвитость». Или же происки пресловутых «тиранов» - кои, по некоей причине, постоянно «заводились» в течение всей истории.

* * *

Таким образом, практически вся человеческая мысль, посвященная изучению социального (и не только) развития в указанный период (1990 годы), была фактически «сдана в утиль». Причем, сюда относился не только марксизм, который был объявлен не просто заблуждением, но заблуждением крайне опасным, поскольку оно вело к попытками «преодоления Акме» - с соответствующими результатами. Но и практически все концепции, построенные на изменении социальных отношений и человеческой психологии. (Несмотря на то, что последняя с социальной сферой на Западе не связывалась, однако это не мешало и ее объявить «константой».) Вместо этого стала господствовать идея «вечной природы человека», которая напрямую выводилась из его «природных свойств». (Природа в этой системе заняла роль высшего Божества, главной задачей которого было деление людей на «достойных» и «недостойных».)

Причем – как уже говорилось выше – в рамках данной системы миропредставлений оказались не только сторонники текущего положения: т.е., все эти «либералы» и «евросоциалисты», «консерваторы» американского образца, сторонники «толерантности и мультикультурализма», борцы за права ЛГБТ, радикальные феминистки и трансгуманисты. (В общем, глобалисты самых различных видов.) Но и его противники, те, кто видел в наступившем мире угрозу для своего или «всечеловеческого» существования – т.е., разнообразные «антиглобалисты», радикальные религиозные деятели, националисты «больших наций» (националисты «малых наций» глобализм приветствовали), «консерваторы»-традиционалисты, и, наконец, немногие люди, которые еще сохраняли приверженность социалистическим (без приставки «евро») и коммунистическим взглядам. И которые действительно желали изменить текущее положение – но исключительно в рамках указанного мировоззрения, без привлечения изначально неверных понятий, вроде «диктатуры пролетариата».

Однако понятно, что положение их в данной системе было изначально проигрышным. В том смысле, что при принятии концепции «конца истории» реальных механизмов привлечения людей к своим идеям у всей этой «антиглобалистической братии» не было. Ну, действительно: если человек «естественно» ведет себя так, как принято в «либерально-демократическом мире», то никакой возможности изменить его поведение не существует. Нет, конечно находили некоторые «лазейки» и в данном случае. Например, для религиозных и оккультно-мистических движений «спасительным» оказывалось представление о том, что все, что существует вокруг, является иллюзией. Поэтому указанная идея, в той или иной форме, проникла в указанный период практически во все религиозные системы, включая те, в которых подобные вещи ранее однозначно отрицались. (Скажем, в христианство – где основной идеей стало обращение к некоей «духовной сущности», где «Бог есть любовь». В исламе, впрочем, поступили проще – так просто стали акцентировать внимание на будущем «Рае с гуриями», в котором праведник мог получить долгожданную справедливость. С соответствующими результатами.)

Отсюда легко понять, почему та же КПРФ оказалась глубоко пронизанной религиозными и националистическими идеями. В том смысле, что никакого рационального объяснения у ее членов того, как же «побороть текущую мерзость» не было, и быть не могло. А значит, приходилось надеяться то ли на «Божью помощь», то ли на то, что «Русь веками стояла – и значит, устоит сейчас». Впрочем, результат данного обращения был исключительно отрицательным. В том смысле, что – существуя в крайне благоприятных с точки зрения оппозиционной борьбы условиях, при которых действующую власть ненавидело процентов 80 населения – эта самая партия умудрилась оставаться «всегда второй». (Ну, а зачем стремиться стать первым, если все равно, ничего изменить не получится?)

* * *

И все было бы хорошо – для одних, и плохо – для других, если бы не одно «но». А именно – то, что указанное миропредставление в действительности оказалось неверным. Точнее сказать – оно действительно в первом приближении работало, но исключительно в очень узком «историческом окне»: в «позднесоветском-раннепостсоветском периоде». Т.е., тогда, когда не раз помянутая «Советская тень» уже начала спадать – и полностью спала, однако большая часть социально-экономических институтов еще работала. Однако – как уже говорилось в прошлом посте – долго продолжаться это состояние не могло. В том смысле, что лишившись давления извне, капитал – как уже неоднократно говорилось – просто обречен был разрушить данную идиллию, сдвигая мир к тому состоянию, кое наиболее удобно для него. Т.е., к классическому империализму.

А это, в свою очередь, с железной неизбежностью должно было вести к возвращению всех «прелестей» подобного состояния – вплоть до обнищания масс и массовых (мировых) войн. Что мы сейчас и наблюдаем. (Да, до Мировой войны дело еще не дошло, однако колониальные конфликты полыхают по всей Земле с совершенной очевидностью.) Это же, в свою очередь, полностью уничтожает ценность указанного миропонимания (т.е., того, что можно назвать «корпусом Конца Истории») – обращая его в «антиценность». А опыт людей, привыкших жить в данных условиях – в антиопыт. В том смысле, что чем дольше человек жил в «теплом и сытом мире», тем меньше у него возможностей понимать текущее положение. Ну, и разумеется, это полностью обнуляет все указанные выше попытки «старых борцов с режимом» выстроить свое «виденье будущего». (То есть – все эти религиозные и квазирелигиозные идеи с «поиском спасения» вне этого мира.)

Например, это очень хорошо видно в плане не раз уже помянутой «борьбы с потреблятством». С который боролись-боролись, но так и не доборолись, поскольку соревноваться с торговыми центрами и рекламой никакому политическому или иному объединению не было под силу. Однако это, в конечном итоге, оказалось и не нужным – так как сейчас становится очевидным то, что указанное действие будет сделано самими «правящими классами». Что мы и наблюдаем сейчас в виде той же «климатической аферы», основным результатом которой выступает как раз снижение уровня потребления масс. Да, именно того самого «потребительства», которое так долго мозолило глаза всем «антиглобалистам» - начиная с религиозных деятелей и заканчивая «псевдокоммунистами». Которое сейчас начало критиковаться с самых высоких трибун – причем, при поддержке тех самых Соросов-Ротшильдов, кои еще недавно выглядели «апостолами красивой жизни».

Впрочем, объяснения для снижения уровня могут быть и другими. Скажем, с привлечением «патриотических идей»: дескать, в текущих условиях, когда Родине угрожает опасность, не время требовать себе новых благ. Поскольку – как любят говорить те, кто пропагандирует данную точку зрения – «идет война». (С отсылкой к одному из помянутых выше колониальных конфликтов.) Однако смысл всего этого остается один: люди должны меньше потреблять, довольствуясь тем скромным вознаграждением, которое платят им «хозяева жизни». Поэтому «потребительство» постепенно уходит: скажем, в тех же Штатах с каждым годом закрывается все большее количество «торгово-развлекательных центров». Которые – вопреки обывательским представлениям – не замещаются интернет-торговлей. (Последняя растет, но в меньшей степени, нежели падает торговля классическая.) И да – выясняется, что эта самая интернет-торговля имеет гораздо меньший уровень «рекламной обработки» своих клиентов. (Как показали недавние исследования, чуть ли 99% «кликов» в интернете осуществляется роботами.)

* * *

Кстати, если уж говорить о рекламе и пропаганде, то нелишним будет напомнить и о том, что вот уже лет десять самый главный механизм подобного действа – пресловутый «зомбоящик» -терпит поражение за поражением. В том смысле, что по всему миру аудитория телевиденья все больше сокращается, причем, так же без адекватной замены на ту же «интернет-пропаганду». В том смысле, что и во всемирной сети идет снижение числа посещений у крупных сайтов-СМИ, при распылении аудитории по множеству социальных сетей. В данной системе эффективность пропагандистских механизмов резко падает – да, именно так, несмотря на всю массу «проплаченных блогеров». По той простой причине, что соцсети и блоги имеют гораздо меньший «агитационный потенциал», нежели «большие» ресурсы - вроде СМИ. (Да и вообще, в том же ЖЖ, ИМХО, количество реальных «ботов» и «пропагандонов на зарплате» невелико, и большая часть юзеров, коих считают платными – как того же Фритцморгена – вполне могут считаться искренне пишущим.)

Другое дело, что это вовсе не значит, что массы начинают видеть «реальное положение дел». Разумеется, нет – поскольку и в «телевизионную эпоху» основную роль в формировании их мировоззрения играла вовсе не реклама и пропаганда. (А то самое, указанное выше, мировоззрение, проистекающее из так же описанных условий.) Однако этот момент оказывается крайне важным для того, понимания того, как развивается –и как будет развиваться общество. По крайней мере, в плане отношения к социальной реальности. Недаром на современном Западе с каждым годов становится все больше сторонников «социализма» - т.е., социал-демократической системы распределения благ, и все меньше – тех, кто желает жить в «обществе свободной конкуренции и полного торжества лучших».

То есть: чем дальше, тем очевиднее миропонимание масс начинает приближаться к «цивилизационной норме» для указанного типа общества. Пускай это и не делает их «автоматически» коммунистами – так же, как не делало и в «прошлой итерации».

Ну, а о том, что следует отсюда, надо будет говорить уже отдельно…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Коррупцию в Украине нельзя победить, ее можно только возглавить? 20 мая в Кабмине рассказали о том, как они будут бороться с коррупцией. По словам первого заместителя Кабинета Министров Олега Паракуды, правительство сосредоточиться на выработке правил, исключающих возможность корр ...
Трудная роль получилась. Основным противоречием моего персонажа было то, что она подчинила свою жизнь единственному смыслу – тайной помощи партизанскому подполью, одновременно с этим совершенно не понимая, что такое свобода и не зная, что такое быть свободной. Это была молодая ...
Практически любая белорусская дорога, если она не 4-х полосный автобан, выглядит вот так: На такой дороге всегда есть: Ровный асфальт. Ну не всегда ровный, но вот ям, дыр, выбоин размером с колесо и открытых люков я не нашел. Разметка, почти всегда свежая. Знаки, которые стоят ...
На днях показали "Тайну двух океанов", я очень любил этот фильм в детстве - полуфантастический сюжет, тревожная музыка, красавец капитан, шпион на корабле, загадочные двойники и всё такое. Одну из главных ролей играла Антонина Максимова - здесь она была особенно хороша, ...
IMG_20170829_132606_HDR_33.jpg © pink_mathilda.iMGSRC.RU На самом деле было два фото, не смогла выбрать. IMG_20170829_132547_HDR_33.jpg © pink_mathilda.iMGSRC.RU Так контуры неба ещё больше напоминают сапог :-) Сделала скриншотик из папки с фотками. ...