О запрете каперства

топ 100 блогов george_rooke27.06.2017 В 1856 году, в самом конце Крымской войны, на Парижской мирной конференции была дополнительно принята так называемая декларация о запрете каперства. Во всей этой истории меня интересовал только один момент - кому и зачем это было нужно, и почему эту декларацию подписали (или не подписали) разные страны.
Итак, Парижская декларация от 16 апреля 1856 года звучала так:
"Уполномоченные, собравшиеся на Парижском конгрессе, не могут лучше выразить намерения, одушевляющие их правительства, как стараясь ввести в международные отношения твердые начала, сюда относящиеся, вышеупомянутые уполномоченные, имея надлежащие полномочия, пришли к соглашению о средствах достигнуть эту цель и торжественно провозгласили нижеследующую декларацию:
1) Каперство отныне навсегда отменяется;
2) Нейтральный флаг покрывает неприятельский груз, за исключением военной контрабанды;
3) Нейтральный груз, за исключением военной контрабанды, не подлежит захвату под неприятельским флагом;
4) Блокада, чтоб быть обязательной, должна быть действительной, т. е. поддержанной достаточной силой для действительного воспрепятствования доступа к неприятельскому берегу.
Правительства подписавшихся уполномоченных обязываются довести эту декларацию до сведения государств, не призванных к участию в Парижском конгрессе, и пригласить их к ее принятию.
Подписали:
Буоль-Шауенштейн [Австрия]
Валевский [Франция]
Кларендон [Великобритания]
Мантейфель [Пруссия]
Орлов [Россия]
Кавур [Сардиния]
Аали [Турция]
Гюбнер [Австрия]
Буркенэ [Франция]
Каули [Великобритания]
Гацфельдт [Пруссия]
Бруннов [Россия]
Де Вилламарина [Сардиния]
Мегеммед-Джемиль [Турция]"

Инициатором подписания подобного соглашения была, естественно же, Англия. По какой причине? Да по самой простой - Англия имела самый большой в мире торговый флот. Причем даже самый большой в мире военный флот не смог бы защитить полностью этот торговый флот. Самый большой в мире военный флот хотел бы сражаться с другим военным флотом (числом поменьше, силою послабже), но отряжать большие наряды сил на ловлю частников... Уж очень сильно не хотелось.
Из выступления в Парламенте лорда Кента: "Наш тоннаж торгового флота в 1814 году составлял 3.5 млн тонн. Сейчас - свыше 12 миллионов. Наш импорт вырос с 10 миллионов фунтов до 120 миллионов фунтов. Вчера я посмотрел в библиотеке отчеты по нашей войне с США в 1812-1814 годах. Американские каперы тогда захватили 2500 английских кораблей на сумму в 21 миллион фунтов. Это при импорте в 10 миллионов, я напомню. А какие же потери будут в подобной гипотетической войне, когда наш тоннаж составляет не 3.5, а 12 миллионов тонн? И в какие убытки это выльется?"
В чем был смысл декларации? Главное там в словах "флаг покрывает груз". То есть в случае войны между страной "А" и страной "Б" их морская торговля не пропадает - нейтралы вполне могут вести с воюющими сторонами коммерцию через порты, которые не подвергаются блокаде. Таким образом
а) подобная мера была выгодна тем странам, у которых сильный военный флот (заблокировать можно много портов, тем самым снизив торговлю)
б) тем странам, у которых малый торговый флот (типа, а у нас и так нейтралы наши товары из наших портов вывозят)
в) тем странам, у который одновременно большой военный и большой торговый флоты (ВМФ в этом случае не отвлекается на операции против частников)

В свое время меня интересовал вопрос - как же Наполеону III удалось заключить союз с Англией, где Францию просто ненавидели? Оказалось все очень просто - в феврале 1854 года он предложил подписать подобную декларацию, тем самым Франция в возможной войне с Англией просто отказывалась от каперства. Когда Пальмерстон объявил Парламенту эти условия - у депутатов был шок. Франция ДОБРОВОЛЬНО отказывалась от той меры, которая столько веков терзала английское торговое судоходство. Естественно, что союз был без вопросов одобрен парламентом.
Ведь что такое каперство? Лучше всех это описал военный секретарь США Марси: "Каперство отлично вписывается в понятие "пчелиный рой". Во время войны тысячи каперов выходят в море и начинают нападения на торговое судоходство противника. Никто не контролирует их действия, этот рой каждый раз атакует где хочет, и как хочет. Там нету адмирала, координирующего их действия, каждая атака уникальна. Единственный элемент управления, который есть - это каперское свидетельство.
Каждый капер настроен именно на захват призов, потому что их средства к существованию зависят от этих захватов. Инвесторы вкладывают в каперов деньги именно из-за захватов, и мерилом успешности данного бизнеса является число и богатство призов."

Почему это было выгодно Франции? На 1854 год Франция обладала вторым по силе военным флотом, и третьим по размеру торговым флотом в мире. Таким образом, в случае гипотетической войны с Англией бездонная прорва британских приватиров разом отсекалась, и мерились уже силами военные флоты.
Почему это соглашение подписали Австрия, Пруссия, Турция и Россия? Да потому что у них по мировым меркам торговые флоты были микроскопические, и им как бы было плевать на собственную морскую торговлю - все равно морская торговля этих стран и в мирное время обеспечивалась иностранными судами.
Кому была невыгодна эта декларация?
А невыгодна она была странам, обладавшим слабым военным, но большим торговым флотом. Прежде всего к ним стоит отнести США и Испанию.
Википедики рассказывают, что США отказались подписать Декларацию, на самом деле это не так. США подписали ТРИ ПУНКТА Парижского соглашения, а 4-й пункт были согласны подписать только с поправкой Марси (секретарь по военным делам), которая гласила: "во время войны частная собственность субъектов государства или его граждан должна быть освобождена от захватов обеими сторонами, кроме контрабанды". То есть что требовали хитрые американцы?
Раз мы отменяем каперство - значит захваты и досмотры будут производить военные корабли, выделенные в крейсерства. Так вот, частных торговцев они не имеют права захватывать. А торговый флот США - второй в мире. И 99% его - именно частники. Бинго же!
Англичанам и французам эта поправка не понравилась (ибо столкновение с США они вполне себе представляли, и остаться в случае войны без такого жирного куша, каким было американское судоходство очень не хотелось), менять соглашение они отказались.
Тем не менее США (Северные Штаты) во время Гражданской войны огласили, что будут придерживаться Парижской конвенции 1856 года. Во время американо-испанской войны и США и Испания заявили, что не будут выдавать каперские патенты.
И да, Парижская декларация - дело добровольное, что в ней самой и прописано: "Настоящая декларация обязательна только для тех держав, которые к ней приступили или приступят впоследствии." И выход из нее абсолютно безболезненный, даже сейчас.

О запрете каперства

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"Однажды, прогуливаясь по Стокгольму и оказавшись возле витрины магазина писчебумажных принадлежностей, мы воскликнули в один голос: «Давайте зайдем!» Посмотрели удивленно друг на друга, и Иосиф спросил: «Вы тоже единственный ребенок?» Я ...
Здравствуйте, пока не синхронизируется, что в ближайшее время наступит тотальный блэкаут, что все разом потухнет и потемнеет и закончится интернет. Нет в этом энергии. Мировому ...
У приятеля по своим причинам ест нужда открыть счет в канаде в банке для того что б перевести некую сумму из израиля . я позвонил в свои банк CIBC и мне на отказ сказали что нет , только если человек проходит процесс еммиграции и у него ест открытий файл для единтификации . кто нибуд ...
Раздолбанная колонна грузинских наемников по дороге на Северск. Местные рассказали, что несколько десятков легковых машин и пикапов собрались посреди села вечером с дерзко включенными фарами. Пидроздил наемников из солнечной Грузии отступал и держал совет, как это делать эффективнее ...
Начиталась я вчера "малышей" и пошли меня сомнения терзать. Мальчик, сейчас ему 2г9м. Родился с гипоксией, обвитием, заднее затылочное предлежание, зеленые воды, 7/7 по Апгар, 2 дня в интенсивной терапии под кислородом, потом все ок, у врачей ...