О войнах и воинах, а также и о богах

– Когда же это воин своё-то ест?
Михаил Успенский, «Там, где нас нет»
У меня недавно случилось очередное озарение, когда кусочки картины мира со щелчком сходятся вместе. Я решил поделиться им с вами – вдруг это кому-то покажется занимательным, а быть может, кто-то уже давно и сам это знает.
Долгое время мне казалось, что бог войны – международная универсалия, если можно так выразиться. Он есть везде, и везде должен быть примерно одинаковым. В конце концов, война есть война.
У некоторых народов в пантеоне два божества войны. Одно отвечает за свирепость и кровопролитие, другое – за благородство и отвагу. Что интересно, первое из них довольно часто бывает женского рода. Второе – почти всегда мужское. Только у греков вроде как инверсия с Аресом и Афиной.
Вот и всё, что можно сказать о богах войны. Так я думал. Но больше я так не думаю.
Меня долгое время вводил в заблуждение Кхорн. Он выглядит таким дремучим и архаичным, что с первого взгляда похож на настоящих древних богов – жестоких и нечеловеческих.
Между тем вся Четвёрка Хаоса невероятно абстрактна. Такие боги просто не могли возникнуть у прагматичных людей традиционного общества. Персонифицированные абстракции – признак развитой старой культуры, где у образованных горожан есть и время, и силы думать о таких вещах.
Не все жестокие и воинственные боги – боги войны. Не все боги войны одинаковы. И практически никто из них не похож на Кхорна.
Чаще всего бог войны – это бог воинов.
А кто такой в традиционном обществе воин? Это узаконенный разбойник. Его задача – ходить в набеги на соседей. Захватывать земли, скот, рабов. В свободное время – охотиться на крупных зверей, от этого польза всему племени, удовольствие и тренировка. Состязаться с другими воинами, опять же чтобы не терять формы. И, конечно, отбиваться от соседских набегов, потому что у соседей тоже есть свои воины.
Если о каком-то народе говорят, что это народ воинов, то имеют в виду, что тут заведено жить разбоем. Есть дела, приемлемые для джигита – война, охота, некоторые ремёсла, скотоводство, иногда и строительство. Остальным занимаются женщины и рабы.
Воин не сражается просто так. Он идёт в битву ради добычи и славы. Чем больше он одолел противников и захватил добра, тем выше его уровень, тем больше ему полагается почёта в своём племени.
И жертвы такому богу нужны особенные: не убитые в сражении воины, свои или чужие, а трофеи. Богу надлежит отдать долю от всего того, ради чего люди сражались.
Отсюда растут корни одного странного обряда, известного у древних германцев. После особо трудного боя победители порой жертвовали вообще всю добычу этого сражения. Они торжественно ломали вражеское оружие. Разбивали драгоценные сосуды. Резали коней и убивали пленников. Всё – богу. Победитель не получит ничего, кроме славы.
Была когда-то шутка, что практически каждый скандинавский бог – по совместительству бог войны. И действительно, воинам покровительствует не только Тиу (он же Тир, он же Тюр), но и Один, и Фрейя, и морской владыка Ньёрд. Пиратам нужно много потусторонних помощников, жизнь у них такая.
А вот Тор, боец из бойцов, страдавший серьёзнейшими проблемами с обузданием гнева, богом войны как раз не был. Викинги не молились ему. Его почитали земледельцы. Его оружие – не меч, а молот. Он ездит не на коне и даже не на боевом кошаке, а на колеснице, запряжённой козлами.
И действительно, Тор – не воин. Он боец, задира, драчун и хвастун, а не разбойник. Он не ходит в набеги – он дерётся, когда у него для этого подходящее настроение. Тор свиреп, когда спровоцирован – а спровоцировать его ничего не стоит, и тогда его уже не волнует ни добыча, ни слава. Его агрессия может вспыхнуть в ответ на малейшее неосторожное слово – но она всё равно всегда ответная.
Потому его и чтили как защитника – того, который, когда придёт опасность, встанет против неё и даст отпор. Героя и победителя чудовищ.
Римляне, любившие сопоставлять чужих богов со своими, утверждали, что под именем Тора германцы чтят Геркулеса (Геракла). В этом сравнении определённо что-то есть. Геракл тоже отличался несдержанным темпераментом, многих убил просто под горячую руку, а подвиги совершал больше по необходимости – приказ, обещание, «сами полезли»... И это не помешало ему быть самым почитаемым героем Греции.
В Египте богиней войны считалась солнечная львица Сехмет. И вот она на первый взгляд кажется похожей на Кхорна – такая же свирепая и кровожадная.
В одном из мифов Ра велел ей истребить прогневавших его людей. Но Сехмет взялась за дело настолько рьяно, что не остановилась вовремя, и чуть было не уничтожила всё человечество целиком. Пришлось самим богам придумывать хитрость, чтобы унять её.
Однако же Сехмет не покровительствует воинам. Те молятся скорее уж Гору. А к ней взывают, чтобы отвести беду.
Она повелевает несчастьями: болезни, скорпионы, жалящие мухи... Всё это называется в египетских заклинаниях «семь стрел Сехмет». Она насылает их на людей, но она же может и защитить от них.
Сехмет – не просто богиня войны. Она и есть война, потому что Сехмет – это жестокая смерть. Чудовище, пожирающее людей, армии и города. Так её видят мирные жители.
Для крестьянина нет разницы между войной, голодом и мором. У всех трёх всадников одно и то же лицо смерти – оскаленная морда Сехмет.
Такая же природа и у индийской богини, как бы разделённой на воительницу Дургу и тёмную убийцу Кали. Это олицетворение жестокости не людей, а самого мира – жизни, убивающей жизнь.
Жрецы поят её кровью, чтобы она не начала утолять жажду самостоятельно.
Совершенно иное явление – греческая Афина.
Она стала богиней войны, потому что она – покровительница искусств и ремёсел. Можно сказать, что Афина – богиня профессионалов. В любом деле, в том числе и военном.
Когда Афина сменяет Ареса, воин делается солдатом. Для него война – не поход за богатством и славой, а просто работа. Тяжёлая, кровавая, но кто-то должен её делать. И он её делает хорошо.
Над солдатом же стоит полководец, для которого война – состязание умов. Есть задача. Она должна быть выполнена. Есть процент допустимых потерь. Есть оптимальные приёмы и методы. Победит тот, кто лучше подготовился.
Тактика бьёт храбрость и силу. Стратегия бьёт тактику. Логистика бьёт стратегию. Победа куётся в тылу. Один турок всегда одолеет одного русского, но сотня русских единым строем погонит и тысячу турок.
Такова логика Афины, и такова её власть.
|
</> |