О восприятии прошлого и самосознании радикалов
new_rabochy — 05.07.2021 Блогер правых взглядов сформулировал два подхода к советскому прошлому."Существуют две принципиально различные точки зрения на смысл и задачи коммунистического проекта в бывшей России.
Согласно первой точке зрения большевизм и коммунизм имели целью сокрушение России, её завоевание, как сказали бы сейчас, "иноагентами", и использование трофейных ресурсов для материального обезпечения победителей и их политических целей, ориентированных вовне захваченной территории.
Согласно второй точке зрения большевизм и коммунизм имели целью сокрушение несправедливого, безчеловечного и безперспективного общественного устройства с последующей заменой оного на более совершенное, гуманное, прогрессивное и справедливое."
Формулировка меня зацепила именно крайностью изложенных позиций, чёрно-белым взглядом на жизнь, который, к несчастью, часто встречается даже у неглупых людей.
Во-первых, исторический процесс не басня с обязательной моралью в конце, у него нет однозначного "смысла" и чётких "задач", он развивается под влиянием объективных факторов (которые могут служить потенциалом либо ограничением) и стечения обстоятельств, на которое участники событий более или менее адекватно реагируют.
Во-вторых, первая из обозначенных оценок, характерная для ярых антикоммунистов, явно отсылает к конспирологическому восприятию реальности, где "всё идет по плану", обычно дьявольскому, придуманному, видимо, масонской ложей жидо-рептилоидов:-))))
Однако рассуждая подобным образом люди напрочь лишают себя возможности рассмотреть опасных радикалов в реальной жизни.
Вторая оценка в большей степени отражает самосознание революционеров, которые всерьёз полагают своей "целью сокрушение несправедливого, безчеловечного и безперспективного общественного устройства с последующей заменой оного на более совершенное, гуманное, прогрессивное и справедливое". Проблема в том, что при такой убеждённости в собственной правоте любые преступление становятся оправданны, ведь ради лучшего мира и всеобщего счастья ничего и никого не жалко.
Оппоненты при этом начинают восприниматься, как злодеи, с которыми нужно расправиться для "общего блага", или дураки, которых нужно перевоспитать, а если не получится, то переквалифицировать в первую категорию. В итоге благими намерениями оказывается выстлана дорога в известном направлении.
Вот только всеобщее счастье, как оно представляется радикалам, не только не достижимо, но и не для всех было бы счастьем в случае реализуемости, поскольку люди разные. Лучшее общество как раз то, где максимальные возможности для выбора, чтобы каждый мог найти своё.
Наконец, то что люди воспринимают себя "воинами света" борющимися с "мордором", еще не означает будто они адекватно воспринимают реальность. Постфактум с высокой долей вероятности окажется, что строй с которым они боролись вовсе не был бесперспективным, а то что они построили, по меньшей мере поначалу, будет менее гуманно, чем то что было раньше.
|
</> |