О вечных ценностях. Размышление вслух. (Не проектное, просто так)

топ 100 блогов knjazna16.04.2010 Ценность знания неоспорима. Ну в общем. То есть, она может быть оспорена - но получается всякий раз как-то... неубедительно, что ли.
Но есть такая штука, как уважение к знанию. Лучше всего оно выражается в разного рода инструкции и правила ТБ, которые, как известно, писаны кровью тех умников, которые их читать не хотели. И короткая аббревиатура RTFM - это тоже пример уважительного отношения к знанию.
Самый прикол в том, что уважать знание мешает... почтительное отношение к нему.
Вот то самое почтительное отношение, которое заставляет (ну если на примере отношения к человеку) держать дистанцию и пытаться украдкой нащупать в кармане пульт от машинки для чтения мыслей, чтобы случайно ничего не сделать не так. Как это выглядит в общении, хоть кто-то да видел, дело-то распространенное: пытающийся поступать почтительно то лезет под ноги, то хлопочет лицом, то отпрыгивает как ошпаренный, и все это - в позе постоянной готовности к поклону. Мне так слабо, у меня для этих танцев здоровье не то.
Почтение к знанию выражается обычно интонированием. Неким придыханием перед первым слогом, этакой подразумевающейся сильной долей перед началом слова, и возвышением тона и голоса к концу.
Примерно вот так: !кульТУРА! !сеМЕЙныЕ ценНОСТИ! !реЛИГИЯ!
(И это я еще на ваше счастье шрифт калибровать не умею, а то наделала бы ступенек по числу слогов, для наглядности, так что больше капс локом слова мучить не буду, знаками препинания обойдусь)
Обычно то, что произносится вот с таким интонированием, переводится автоматически в разряд "предметов употребления для особых случаев" и лучше не своими руками, а !компетентным! !специалистом!, у которого есть !достойный! !доверия! !диплом!.
Этот специалист должен выражаться таким профжаргоном, от которого уши вянут и мухи дохнут на подлете, не опускаться до бытовых подробностей, понимать все с полувзгляда и обеспечивать "простому человеку" по итогам беседы головокружение и легкй абсанс ощущение некой нереальности происходящего. И не дай ему Бог сказать во время разговора "хлеб", или там "чистота" - непременно надо "продукты питания" или "гигиеническое состояние". А то - не специалист ни хрена.
И все бы ничего, но в бытовом повседневном обиходе от этого получается странное.
Есть !физика! - и есть примета "не сиди на столе, без денег останешься". То, что 60 кг на ОДИН край доски - это верная затрещина ДРУГИМ краем, если стол не кабинетный и к полу не привинчен, отношение к !физике! понять мешает. Суеверные не сидят, и у них затылки целы, а "люди с научным мышлением, не верящие в приметы" - когда как... Но посмотреть и прикинуть возможные механические перспективы такого акта мешает то, что это !возможные! !механические! !перспективы!.
Есть !химия! - и есть убеждение, что десять таблеток гидроперита на полстакана воды гораздо лучше отбелят волосы, чем пять таких же таблеток. Сделать расчет концентрации рабочего раствора мешает то, что это !расчет! !концентрации! !рабочего! !раствора! - а не просто так таблетки в стакане разболтать.
Если даже не приводить примеров из биологии, коих я тут в байках про жизнь уже наприводила, и из остального школьного курса, то уже видно, что почтительное отношение к !науке! предполагает всего две возможности: или поступать в режиме "сначала мы не подумали", или вызывать специалиста и стоять по стойке смирно, кланяясь всякий раз, как оный специалист кинет случайный взгляд на заказчика. Если он докажет, что он специалист. Что входит в признаки специалиста - см. выше. А никак не знание и не результат работы.

И это на уровне школьной программы. А ведь есть еще *мерзко улыбается* программа ВУЗов.
Любой выпускник психфака (ОК, не любой, через одного) помнит, что это такое "эффект Зейгарник". И умеет его назвать и описать. И ладно бы выпускник психфака. Но хоть бы одна из леди, присутствующих в сети и на него бойко ссылающихся, расписала, как это работает, например, в пикапе или в троллинге. Возмущения "приемчиками" - да, часто, помногу и с удовольствием. Но не описать эффект в приложении к реальным обстоятельствам, что вы, какое наше право, это же !научный! !метод!
И любой выпускник педа помнит, кто такой Выготский, но вместо термина "эгоцентрическая речь" пользуется, по неизвестным причинам, какими-то терминами то из Ошо, то из Кастанеды. А при попытке связать одно с другим стекленеет взглядом и отплывает куда-то в нездешнее.
И только работник зоопарка, пожалуй, способен связать для себя, что felis catus - это в том числе и та зараза, которая подрала когтями кресло и нагадила мимо лотка, за что была вывешена за шкирняк и встряхнута, и что после этого felis catus она быть отнюдь не перестает.
И я ни разу не видела экономиста, который бы понял, что те отчаянные метания типа "Анталия через месяц или зубы сейчас?", которые сожрали у него неделю жизни - это закон альтернативных издержек.

... когда на третьем курсе третьего срока службы Знанию в звании рядового (ученик, студент, студент) на первом занятии по подростковой психологии я услышала нормальную, человеческую речь, которую можно было понять без словаря и не морща от натуги оба лица в попытке синхронного перевода с профессионального на русский, я, обмерев от восторга слушала новую подачу материала, известного мне вдоль и поперек теоретически и практически - и пришибить хотела тех красоток, которым больше нравилось в режиме "морда в кучу" ТРУДИТЬСЯ и ГРЫЗТЬ ГРАНИТ НАУКИ, и которые уже определили преподавателя как "недостаточно компетентную".
И вдруг преподаватель наша прервалась и сказала "послушайте, если вам удобнее со словарем - я же могу. Только вы ничего не поймете, а на экзамене я буду спрашивать не знание слов, а понимание предмета. Вам же потом к живым подросткам идти, подумайте над этим". И вот тут в аудитории наступила тишина. Самые громкие, правда, троек на экзамене все равно не избежали. И плакали. В 50, или около того, лет. Из-за тройки.

... я всю жизнь была плохой ученицей. Я предпочитала приложить законы Ньютоновой физики к стакану воды, ведру на веревке, двум мячикам на резиновой ленте, а не к цифрам и латинским буквам на бумаге, но там, где грубых прикидок не хватало - не ленилась и посчитать. И с любым другим знанием, как и положено плохому ученику, я обращалась без всякого почтения. Я его немедленно приспосабливала практически, а если знание было практически не приспособимо - запоминала, что оно есть, и более им не интересовалась. Пока не возникало практической нужды. И до сих пор так делаю. Во всех областях жизни. И буду делать впредь.

Поэтому нарративный подход, предполагающего практическое применение, простой язык, и подход "от существующего положения вещей" лично мне очень нравится. Я бы этот велосипед, наверное, сама бы принялась изобретать, если бы его не было, но он есть и это очень здорово. Для плохих учеников, которые без почтения относятся к знанию, а используют его для того чтобы жить и общаться с миром.

Хороших учеников попрошу не беспокоиться. Вы правы. Вам не сюда. На оценки и мнения, которых я не запрашивала, мне пофиг. И для меня детский прикол с банкой воды на двери - это, по прежнему, Ньютонова физика. И принцип, на котором строится работающий способ помочь человеку сделать себе удобно, по прежнему важнее его названия. Хотя если будет надо, я ж название найду, и имя автора тоже. В нарративный подход вписывается очень много методов и концепций, точнее, они им объединимы. Туда не вписывается почтительное отношение к подходу и к знанию, но оно и не для плохих учеников.

Дарья будет тут через четыре часа. И до среды. Эх, оторвемся!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
 - а-ля «Алёнушка на камушке», P.S. Недавно обратил внимание на то, что женщины ещё и ровно не сидят) Об этом нам намекает грустное кресло… изуродованное крестами размером 10Х10 сантиметров …и оставшимися от стразов с попы коллеги. P.P.S. Мне ...
В вопросах деятельности и бизнеса очень часто встречается слово "эффективность". Надо эффективно работать, эффективно вкладываться, эффективно развиваться. Нормальное такое понятие, короче. Отрезаем ненужное, концентрируемся на нужном и полезном. Что же может пойти не так? Всё. ...
Ходили с мамой в африканский магазин. Там очень своеобразные товары, и такая же публика. В основном - африканцы, арабы и персы, но и некоторое количество немцев и прочих приезжих, ищущих там экзотические продукты и приправы, которые в обычном супермаркете не дают. Но вот есть куча ...
Как известно, важнейшее из искусств - это кино, вино, и домино. Ах да, еще мюзикл. Вот тут в соседней стране очередной креатив готовится. Хоть такая, но перемога. ...
Люди, знающие повадки кошек! А вот скажите, ваши котауси нуждаются в том, чтобы вы за ними по дому ходили? Наш Лавр не трется об ноги, не (почти) лежит на коленях, он вообще не делает ничего, что по моему непрофессиональному мнению любят делать ...