О том, как Петрарка доказал подлинность «Слова о полку Игореве»

топ 100 блогов otrageniya29.10.2018

Просматривал публикации в Отражениях за последнее время и  в очередной раз встретил утверждение, что «Слово о полку Игореве» является фальсификацией XVIII века. Основное доказательство тех, кто придерживается такой точки зрения: столь великое произведение не могло появиться в России, в которой в принципе не могло появиться ничего великого. Поэму называли кустом роз среди ржаного поля. Слишком уж высокий культурный уровень демонстрировал ее безвестный автор. 

Подлинность жемчужины древнерусской поэзии неоднократно пытались доказать при помощи самых разнообразных методик и аргументов. Нельзя не согласиться с выводами академика Зализняка: вполне правильный русский язык XII века, на котором написано Слово, лучше всего подтверждает его подлинность. Но именно итальянский поэт и гуманист Франческо Петрарка (1304-1375) дал неопровержимые доказательства подлинности «Слова о полку Игореве».

Однажды он купил по случаю «Codex Cumanicus» — словарь половецкого языка, составленный в конце XIII века и отредактированный около 1303 года каким-то средневековым монахом-эрудитом из ордена францисканцев в Кафе. Эта книга содержит персидский и команский языки по алфавиту. Словарь предназначался западноевропейским купцам и миссионерам. Ставя этот раритет на полку своей библиотеки, Петрарка, конечно, и не подозревал, что тем самым спасает литературную честь своего гениального собрата по перу, автора «Слова о полку Игореве».

Рукопись «Слова о полку Игореве» попала в руки ученых только в 1792 году — это была случайная находка одного из любителей древности, обер-прокурора Синода графа А. Мусина-Пушкина. К счастью, с нее догадались снять типографскую копию, ибо уже через каких-нибудь двадцать лет драгоценная рукопись сгорела в Москве, во время пожара 1812 года.

Именно «Codex Cumanicus» является неопровержимым доказательством подлинности «Слова о полку Игореве». Давно известно, что в тексте «Слова» имеются многочисленные тюркизмы — заимствования из половецкого языка, встречающиеся и в «Codex Cumanicus». А поскольку половецкий этнос полностью исчез уже к концу средневековья, то очевидно, что намеренная фальсификация невозможна. Ведь в конце XVIII века в России уже никто не знал живую половецкую речь и, следовательно, не мог вставить половецкие слова в текст «Слова о полку Игореве».

Заглянуть в «Codex Cumanicus» неизвестный мистификатор (если бы таковой существовал) тоже не смог бы. Экземпляр из библиотеки Петрарки — единственный сохранившийся. В 1362 году Петрарка завещал всё свое библиографическое собрание венецианской библиотеке собора Сан-Марко, где оно благополучно пролежало под спудом несколько веков. Только в 1828 году «Codex Cumanicus» впервые опубликовал немецкий востоковед, полиглот и путешественник Юлиус Генрих Клапрот. Российские востоковеды и тюркологи ознакомились с «Codex Cumanicus» еще позже — во второй половине XIX века.

Вот так известный итальянский поэт и неизвестные францисканские монахи сослужили неоценимую службу русской культуре.

Источник: http://sergeytsvetkov.livejournal.com/370844.html

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Идея Собянина построить "городки для пенсионеров и заняться расселенческой политикой". Я наверное чего-то не понимаю, но как фактически наш новый мэр планирует ее осуществить? Стучится в дверь к каком-нибудь пенсионеру и говорит: "Очистите ...
...
Вы все знаете, как я уважаю Дона Мигеля. Дон Мигель это голова. Дону Мигелю я бы палец в рот не положил. Но давайте разберемся, заглянув в источник . Прежде всего, обращает на себя внимание ссылка: " передает ZN.UA ". Это уже снижает достоверность информации минимум на ...
  Zou ChuanAn начал рисовать в раннем детстве.  В процессе освоения традиционной ...
В украинских соцсетях «завирусилось» видео, на котором сотрудники ТЦК пришли на похороны боевика ВСУ и начали раздавать повестки пришедшим проводить бандеровца в последний путь. Происходящее комментирует другой, ещё живой боевик, заявляющий, что он "в шоке от военкомов". Этот ...