«...О том, что под платьем, Анна Антоновна!»
zina_korzina — 11.11.2012 Атуева. Так о чём же?Кречинский. (показывая на сердце). О том, что под платьем, Анна Антоновна!
Атуева. Как что под платьем? (Отводя Лидочку.) Что же это ты, матушка, с ним о белье-то говоришь?
А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского».
- Каждой эпохе - свой силуэт: 1916, 1925 и 1946-й
гг.
Ибо нательное бельё, соприкасаясь с телом человека, обладает особой энергетикой. Поэтому его - бельё - следует уважать, лелеять, аккуратно стирать и - как раз-таки - никому не показывать. Там было ещё очень много об особом отношении древних славян и допетровских русичей к теме исподнего. И о том, как европеизация Галантного Века, поломавшая сакральный строй русского костюма, наделала больше вреда, чем принесла пользы. Действительно, версальский наряд обнажил шею, плечи, руки выше локтя - места, которые всегда скрывались «от дурного глаза» и поползновений нечистой силы. Третья версия - простая и логичная, как сама жизнь. Ибо парижские модельерши, вроде Магги Руфф или Коко Шанель всё видели совсем иначе - хорошее нижнее бельё формирует фигуру в соответствии с современными нормами и создаёт особое настроение. В правильно построенном, а потому - в дорогом, в удобном, но при этом - в элегантном белье женщина ощущает себя гораздо более королевой, чем в шикарном платье, но при этом - надетом на неказистое исподнее, купленное на барахолке по принципу: «Всё равно никто не увидит!» А ты не увидишь? А твоё платье? Оно же увидит! Да, вот Кристиан Диор относился к платьям, как к живым существам и называл создаваемые им наряды «своими дорогими друзьями». Нет-нет. Он не был больным на всю голову, просто он уважительно относился к одежде.
- 1920-е, 1930-е, 1950-е. В моде то плоские, то пышные.
Бельё - меняется вместе с модой.
У нижнего белья - масса функций. Разумеется, гигиеническая - в широком смысле этого слова, ибо гигиеной в начале XX века называли заботу о здоровье, как таковую, а не только чистоту. Кстати, в СССР именно эта функция была превалирующей. Главное, чтобы материал был мягкий, ноский, без вредных красителей и лучше всего, недорогой. В 1920-1930-е годы советское бельё разрабатывалось при участии врачей-гигиенистов, а детское - при участии педиатров. В прессе писалось о культе чистоты и удобства, о том, что работнице ни к чему пояс для чулок, имеющий буржуазные рюши. Однако нэпманские дочки и любовницы не желали носить простенькое, но мягенькое, посему кооп.артели, а 1930-е годы - полуподпольные модистки создавали нечто, хотя бы по виду напоминающее парижские лифчики. Кстати, в 1930-х годах трест Мосбельё в своих каталогах предлагал весьма очаровательные образцы, с кружевными прошивками. Но до потребителя сие доходило очень редко... Помимо гигиенических функций бельё имеет формирующую функцию. То есть, при помощи белья можно подгонять себя под актуальный тип фигуры. Типичный и всем знакомый пример - корсет. Он не только создавал эффект осиной талии, но и долго время считался знаковым, сословным предметом, отделяющим простолюдинку от госпожи. Попробуйте в тугом корсете полоть грядки, таскать воду или мыть полы! Вот именно! Корсет - признак сибаритства, изнеженности, рафинированности.
- Правильное утягивающее бельё (см.3) помогает
приблизиться к модному эталону... 1940-е годы.
А неправильное - портит настроение (см.1).
В XIX веке корсет стал играть воспитательную роль, особенно в Англии - он дисциплинировал тело, заставляя юных леди постоянно быть прямыми, непреклонными и - тончайшими. Хорошо затянутый корсет - признак хорошего воспитания. Тогда как женщины лёгкого поведения позволяют себе и вовсе не носить корсетов! Фи! Борьба врачей с утягиванием по сути привела не к исчезновению корсетов, а к их замене на иные виды формирующего белья - на всякие грации, полуграции, утягивающие трусики и так далее. А в 1947 году на волне увлечения диоровским стилем, в дамский обиход ненадолго снова вернулись настоящие корсеты, почти настоящие... Бельё следует за модой на фигуры. В 1920-х оно было призвано делать груди плоскими, а бёдра - узкими. В 1930-е вернулись формы и появился бюстгальтер с лёгким эффектом push-up, ибо в моде была фигура Венеры. Посему это были скромные, аккуратные формы, ни в коем случае не переразвитые, как это сделалось модным в 1950-е... Более того, бюстгальтеры с конусовидными завершениями создавали эффект не просто пышной, но и остроугольной груди... Или бюстгальтер balconnet, в просторечии - «Анжелика» с массой эффектов, начиная стандартным push-up, заканчивая возможностью носить с ним глубокое и широкое декольте - прямо как любимая героиня.
- Советские женщины тоже хотели иметь красивое
бельё...
Слева - отечественные образцы, справа - борьба за «Анжелику». По центру - феерия Анны Сергеевны.
В разные времена отношение к демонстрации нижнего белья было различным. Так, в Галантном Веке это входило в систему флирта, в атрибут любовной игры. Мы это можем видеть даже на картинах XVIII столетия. Помимо знаменитых «Качелей» Фрагонара, можно отыскать сотни подобных изображений, только гораздо худшего качества. Демонстрируют бельё и женщины с карикатурных полотен Хогарта, причём не только падшие девицы, но и вполне респектабельные дамы, у которых мужья летели из Палаты Лордов - в кофейню, а из кофейни - в клуб. А из клуба - в бордель, а с утра - опять на работу, то есть в Палату Лордов. В Париже считалось хорошим тоном принимать утренних гостей, сидя в неглиже, иной раз за туалетным столиком, пока горничные создают куафюру с цветами, лентами и даже кораблями. А иной раз, не только в неглиже, но и даже лёжа в ванне. Да-да. В XIX веке всё изменилось - само по себе упоминание о дамских панталонах могло вогнать в краску, причём не только юную тургеневскую барышню, но и джентльмена. Мыслимо ли такое, когда самым большим эротическим переживанием было созерцание ног в Мулен Руже? Зато женщины, торгующие страстью, эту тему никогда не игнорировали. Так, знаменитая картизанка Серебряного Века Лина Кавальери, чей триумф пришёлся на конец 1890-х годов, заказала себе подвязки для чулок с бриллиантами. У Фаберже. И когда мастер посетовал, что этакую красоту никто не увидит, красавица ответила: «О, как вы ошибаетесь!».
- Игральные pin-up карты производства...ГДР. 1950-е годы.
Художник - Вальтер Краусс.
Тему демонстрации нижнего белья блестяще обыгрывают мастера стиля pin-up, в основном, американского происхожения, но у нас есть и образцы европейские, где-то даже более изысканные. Более того, родом из соц.лагеря, как, например, эта колода из братской ГДР, как известно, славной своим советизированным пруссачеством и прочими высокими добродетелями. А вот как бы не так. В СССР демонстрация белья считалась неприличной. Забавный момент - цензура убрала из французского фильма «Девушки из Рошфора» невинную фразу мужчины: «У вас видна нижняя юбка!». Некоторые господа уверяют, что это не сам факт считался позорным, а конкретно дамское бельё производства USSR. Мол, это было позорищем - показать, что под сносным шифоновым платьем у дамы красовались кургузые панталоны диковатых расцветок, громоздкий пояс для чулок и бездарно созданный, хотя и экологически-выверенный, бюстгальтер. На самом деле, у советской женщины были иные сдерживающие факторы. Во-первых, крестьянская психология, свойственная большинству людей 1920-1950-х годов. Да и потом, в 1970-х, бабушки на лавках, помнящие о сакральной сути исподнего, могли научить жизни. Во-вторых, советскую девочку во многом воспитывали, как викторианскую барышню. Целомудрие и такт украшают юную леди! ...Кстати, мы на уроках труда шили сатиновые или же ситцевые трусы, эдаким суровым запошивочным швом...
- «Женский журнал» 1928 года.
- Маркиза ангелов!
- Страничка из журнала 'Burda Moden'. 1950-е
годы.
Но в физкультурной раздевалке разговоры велись, разумеется, о заграничных лифчиках - об «анжеликах», о трусах-«неделька», о каких-то несусветных кружевных трусах, которые, якобы носят некоторые старшеклассницы. Девочки, которые начинали носить бюстгальтер, реагировали на это по-разному. Стыдливые дурочки скрывали сам факт (зачем-то), развязные мочалки - хвастались. Первые считали грудь поводом для стыда и страха. Одна знакомая целомудренница (из пышно развитых) даже стеснялась ходить на физру, ибо ей казалось, что все парни на неё пялятся. Вторые, то есть мочалки, полагали, что теперь - наконец-то - настало время для обжиманий на танцах. Основная масса девчонок - не монашки и не хабалки - реагировали спокойно. Без эмоций. Выросла грудь - покупаем бюстгальтеры. Не выросла - всё равно покупаем, потом что все давным-давно купили. И по возможности, импортные. Как правило, ГДР-овские - они были весьма доступны, но при этом хорошо выглядели и хорошо формировали... Трусы-«неделька» - это комплект из семи трусиков, на каждый день. Как-то раз я сказала одной грязнухе, что у неё в «четверг» всё ещё «понедельник». Ну, тезис о кружевных прозрачных трусиках распространяли мальчики, которые, якобы у кого-то там задирали юбки. Это был уровень сплетен и баек, хотя, возможно, некоторые такое и носили... Сейчас такими трусами уж точно никакого мальчика не смутишь! Возможно, что это не так уж и плохо.