рейтинг блогов

О сексе и дизайне в СССР

топ 100 блогов awards_4_you12.02.2013 Вопреки расхожему мнению секс в СССР был. Называлось это, правда, по-другому, в основном матом. В медицинском лексиконе использовался термин «половой», хотя, к слову сказать, были сексопатологи, видимо из-за того, что «половопатолог» звучало бы по-идиотски. Сексом же совграждане считали забугорную индустрию вокруг этого нехорошего слова. В СССР этой индустрии не было, то есть не было стриптиза, «Плэйбоя», сэксшопов и прочей порнографии. За неё, порнографию, кстати, крепко сажали…

С дизайном дело обстояло так же: он тоже назывался по-другому – технической эстетикой (а дизайнеры – художниками-конструкторами) – и в общем и в целом наличествовал. Был даже целый Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), а также свои лаборатории художественного проектирования при любом отраслевом НИИ и более-менее крупных заводах. А вот дизайна как одного из основных компонентов маркетинга не было. По причине полной ненадобности такового в условиях тотального дефицита и плановой экономики. Складывалась уникальная ситуация, когда «дизайнерские» разработки были, а «дизайна» не было. Поясню этот парадокс на примере фотографий из моего семейного архива. В 1967 году на 20-летие моему старшему брату отец подарил «зеркалку» «ЗЕНИТ-Е». Кстати, одно из немногих серийных советских изделий отличного по тем временам дизайна, да и начинка была под стать. И вот брат начал снимать все что шевелится… И не шевелится. В результате чего в нашем семейном архиве оказалось большое количество теперь уже уникальных фотографий.

О сексе и дизайне в СССР



Так вот, в конце лета 1967 года по Плющихе (в районе которой мы тогда жили) прошел автопробег прототипов советской автомобильной промышленности.

О сексе и дизайне в СССР

Итак, рассказываю…
1. Компактный автомобиль для коммунальных служб, этакий «мотодворник». На снимке – комплектация с «поливалкой» и мини-цистерной на прицепе. Можно было также навесить щетку и плуг для уборки снега. Выглядит, по моему, прилично. Даже сегодня. В серию так и не пошел… Вообще. Сейчас закупаем немецкие «унимоги», впрочем это другой класс…
2. Специальный автомобиль для такси. Характеризовался объединенным с пассажирским салоном багажником: пассажир мог заходить в салон прямо с багажом и самостоятельно размещать его на специальной платформе. Еще одно новшество – сдвижная пассажирская дверь. В общем, г лавное его отличие от предшественников заключалось в компоновке салона, которая является одной из дисциплин промдизайна. До середины 80-х про эту модель болтали, но до серии так и не дошло. Не дошло, потому что мощностей не хватало даже для выпуска обычных машин, а для автомобиля такси пришлось бы строить свой завод, что было нужно только пассажирами такси, которые здесь были в меньшинстве.
3. 8-тонный грузовик НАМИ. В то время во всем мире на смену капотным грузовикам приходили бескапотные, которые были более маневренными и безопасными, да к тому же обладали более высокой грузоподъемностью. А «капот» и «бескапот» – вопрос компоновки, о которой я сказал выше. Когда появился опытный образец НАМИ, в СССР не было завода для серийного выпуска подобной гражданской техники (первый грузовик подобного класса, КАМАЗ-5320, появился только в 1976 году, после постройки завода в Набережных Челнах), только полусерийно собирали тягач МАЗ-500. Зато большинство армейских тягачей к тому времени были уже бескапотными. Оборонка тогда была как ребенок, в том смысле что «Все лучшее – детям!».
4. Детский автомобильчик с ДВС. Выглядела машинка по тем временам вполне современно, не шедевр, но в тренде. Ребята больше никогда ничего подобного не видели: детские автомобили в СССР были только педальными.
5. Прототип «ушастого» запорожца. В серию пошел в 1972 году (фото 6). Хотя прямоугольные поворотники появились только на лишенном «ушей» ЗАЗ-968М в 1979 году, когда «решетка радиатора» сгинула вовсе.

И вот еще две фотографии того же 1967 года. Военная техника возвращается с парада в честь 50-летия Великого Октября. Тягачи вполне приличного по тем временам вида. Они серийные, раз стояли на вооружении. Та самая военная промышленность, которой, как ребенку, отдавали все самое лучшее.

О сексе и дизайне в СССР

А уж, легендарный автомат Калашникова вообще шедевр советского дизайна. Кстати Михаила Калашникова в конце 90-х с помпой приняли в Союз дизайнеров России.

О сексе и дизайне в СССР

В общем, это сложный вопрос, был ли дизайн в СССР.
Андрей Кокеев




Эта статья, продолжение дискуссии и написана в ответ на статью Дарьи Козловой:
Был ли дизайн в Советском Союзе?


А вы как считаете, был ли дизайн в СССР? Что вы думаете о Советском дизайне?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
sdvoryanchikov ...
«…Он недоспал. Отсюда все пошло…» Мы дети тех, кто недоспал, кто должен быть отмщен,   Мы спать хотим... Но разум наш клокочет, возмущен! «О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух и …» . Последнее из чудных открытий просвещенного духа имело место быть в ...
" Это я тебе, голуба, Говорю, как краевед ..." Леонид Филатов Режиссер Станислав Говорухин в очередной раз привлек к себе повышенное внимание противников, окопавшихся в блогах Рунета . " Интернет. Там все наврано. Для меня это - помойка, потому ...
В продолжение вчерашнего поста: сегодня без пятнадцати 8 утра мы были в назначенном месте между последней лункой гольфполя и кромкой пляжа. Никого, кроме нас. В восемь мы решили, что Гименей изменил свои планы в новом году. Но не тут-то было. В 8 ...
Но солнечно. Но холодно. А я сегодня весь из себя послепраздничный и междупраздничный. Ем и пью в меру - ту меру я знаю! И самое главное дело сегодня: оплачиваю коммуналку и прочие ежемесячные платежи. Очень плохой день. Вот были деньги на карточке, даже с запасом - и нет запаса. Так, ...