о романтике и сексе
avva — 12.10.2015 Мне кажется, что я заметил ярко выраженный тренд в том, как в современной западной культуре описываются отношения между полами. Но я не уверен в том, что я прав, и что это действительно ярко выраженный тренд. Возможно, я преувеличиваю то, как часто это происходит (сейчас объясню, что именно). Возможно, невольно поддаюсь ошибке отбора, потому что вспоминаю в основном те примеры, которые поддерживают мою гипотезу. Не знаю. Так или иначе, я постараюсь описать то, что я имею в виду, а вы мне объясните, почему я совсем неправ (или прав), хорошо?Я сформулирую свою гипотезу в наиболее "сильном" варианте, чтобы ее легче было критиковать. Мое собственное мнение необязательно совпадает с этим "сильным" вариантом, но, наверное, недалеко от него.
Итак, я полагаю, что в сюжетах современной западной художественной литературы, кино, телевидения:
1. Есть растущая тенденция того, чтобы именно женщина инициировала секс или шире говоря активное соблазнение.
2. Большинство сексуальных сцен все еще в формате обоюдной страсти, "они упали друг другу в объятья". Но если один из партнеров убеждает/соблазняет/начинает, а второй поначалу пассивен, то 30+ лет назад в подавляющем большинстве таких сцен активным партнером был мужчина. В последние годы это не просто выравнялось, а скорее даже перевернулось так, что в большинстве случаев начинает женщина.
3. Это происходит потому, что женская сексуальная инициатива воспринимается в современной западной культуре читателями/зрителями как что-то вне сомнения хорошее, позитивное; в то же время мужская сексуальная инициатива может казаться сомнительной, казаться слишком навязчивой, вызывать подозрения. Выходит, что для автора или сценариста сделать так, чтобы инициировала женщина - это "безопасный выбор". Сознательно или бессознательно они его предпочитают.
4. При этом то, как сексуальная и романтическая инициатива проявляется в реальной жизни (а не в сюжетах) не так уж сильно изменилось за последние 30 лет. Хотя во многих обществах и ситуациях действительно девушки и женщины намного чаще открыто проявляют инициативу первыми, и не подвергаются за это осуждению, тем не менее это все же происходит намного реже, чем остаюшийся твердо дефолтным сценарий мужской инициативы. Вообще говоря, именно от мужчины ожидается инициатива подойди, познакомиться, попросить номер телефона, пригласить, поцеловать, переходить к более активным действиям, сделать брачное предложение итд. итд. Ситуация, когда все это или часть этого инициирует женщина, не столь редка, как в прошлом, но остается в значительном меньшинстве в западных странах.
5. Получается, что описанная выше тенденция к тому, как это происходит в книгах/фильмах/сериалах, отдаляет эти сюжеты от реального мира все больше и больше. Возникает некая условная реальность, общая для большинства романтических сюжетов, весьма далекая от реальности. С другой стороны, само по себе это не то чтобы как-то ужасно или опасно, потому что люди в большинстве своем не идиоты и понимают, что в жизни это все не так, как в кино - не только в этом конкретном обстоятельстве, но и многих других.
Немного примеров в поддержку всех этих пунктов - ограничусь несколькими. Лет 10 назад я заметил, что в весьма популярных фильмах Ричарда Кертиса ("Четыре свадьбы и похороны", "Ноттинг Хилл", "Реальная любовь" - я, кстати, все эти фильмы нежно люблю и много раз видел) практически без исключения сексуальная инициатива принадлежит женщинам. В "Ноттинг Хилл" Хью Грант восхищается знаменитой актрисой, которую играет Джулия Робертс, издалека, но не делает практически ни одного - нет, вообще ни одного - "поползновения"; это именно она ему звонит, предлагает встретиться, импульсивно целует, приходит ночью в постель, опять звонит итд. итд. В общем, вспомните сюжеты этих фильмов и проверьте меня; полное отсутствие мужской инициативы довольно-таки удивительно, если задуматься.
Но тогда в середине 2000-х, мне это казалось интересным исключением, чем-то, что выделяло эти фильмы на фоне других и в какой-то мере объясняло их популярность. Сейчас же мне кажется, что почти все голливудские комедии - такие; и почти все романтические и сексуальные сцены в книгах последних лет, которые мне попадаются - такие. Ну вот, например, фантастика. Я начинаю читать последний роман Стивенсона ("Seveneves"), и первый же пример секса там, на орбитальной станции, открыто и почти агрессивно инициирует одна из главных героинь. Я прочитал недавно весьма милый (но не более того, увы) роман Майкла Суэнвика "Chasing the Phoenix"; в нем действие происходит в будущем, которое из-за тотального запрета на электричество и электронные средства коммуникации выглядит похожим на викторианскую Европу и средневековую Азию; два умелых и умных мошенника (положительные герои) путешествуют по разбитому на воюющие королевства Китаю и помогают его объединить. У обоих героев на протяжении романа возникают романтические отношения с разными героинями, а у одного из них даже временная жена; но почему-то во всех случаях именно их, героев, активно соблазняют потенциальные любовницы и жены. Непонятно, почему это должно быть так, это никак не вытекает из их характеров или описанного в романе общества. Скорее это всему этому противоречит. Но тем не менее.
Это просто несколько случайных примеров. В последние 2-3 года я начал эту тенденцию видеть все больше и больше, практически везде. Конечно, вполне может быть, что я все-таки сильно преувеличиваю это, что просто мне такие книги/фильмы попадались, итд. Но мне так не кажется.
|
</> |