О реформе образования (вопросы)

топ 100 блогов akurlovich — 26.04.2010 Лишь особо прозорливые аналитики (ОПА) начинают задавать всякие тревожные вопросы:
- Получается, что даже в средней школе полноценно смогут учиться только те, за кого смогут заплатить богатые и влиятельные папики?
- Получается, что нынешняя коррумпированная "элита" обеспечит свое воспроизводство за счет собственных детей, а все остальные будут низведены до уровня быдла, необразованной рабсилы?
- Получается, что этим окончательно низведут Россию в положение колониальной страны, из которой будут только выкачивать сырье за рубеж на радость клана силовиков и олигархов?

Вот такие вопросы ставят. И не говорите потом, дорогие россияне, что вас не предупреждали!



Учитель вас проводит до кассы


Одобренная президентом инициатива «Наша новая школа» вместе с принятым Госдумой законопроектом, «совершенствующим» положение государственных учреждений, может привести к тому, что бесплатные образовательные программы сократятся, количество платных услуг существенно возрастет, а невостребованные школы будут либо закрыты, либо приватизированы предприимчивыми инвесторами. Родители школьников начали сбор подписей под открытым письмом президенту Дмитрию Медведеву.



Утром школа, вечером деньги
Инициатива была подписана 21 января 2010 года — президент назвал ее долгосрочной государственной стратегией в сфере образования. А тремя неделями ранее правительство внесло в Думу тактический законопроект со скучным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных учреждений», который быстро прошел три чтения. После его вступления в силу все образовательные учреждения будут получать из бюджета субсидии в рамках выполнения государственного задания плюс большую самостоятельность в распоряжении заработанными деньгами.
Школы и детские сады вовсе не просили отпускать их в свободное плавание. Допустим, в Петербурге не нашлось ни одного образовательного учреждения, которое рискнуло бы стать автономным. «Через несколько лет нам придется делать дорогостоящий ремонт, — объяснила заведующая одним из детских садов. — И кто мне даст необходимые средства?» Заведующая другим садиком — новым, суперсовременным — тоже побоялась перехода. «Те нормативы финансирования, которые действуют сегодня, могут быть изменены, — говорит она. — И откуда я тогда буду брать деньги для обслуживания бассейна и прочих «излишеств»?» Между тем президентская инициатива обещает, что «школы станут современными зданиями — с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, медиатекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным интернетом и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством». Но откуда у учреждений, получающих субсидии на исполнение государственных заданий, появятся средства на все это великолепие?
Конечно, это зависит от величины субсидий. По словам начальника инспекции Комитета по образованию Смольного Николая Пахомова, учреждения, которые перейдут на автономный режим, будут получать деньги в зависимости от количества воспитанников или учащихся по действующим нормативам плюс средства, необходимые для обслуживания своих зданий. Но нормативное финансирование — это величина непостоянная...
Принцип «Деньги следуют за учеником» выглядит абсолютно справедливым, если не брать в расчет малокомплектные сельские школы, которых в России немало. Впрочем, с проблемой недобора учеников сталкиваются и городские школы, и его причины совсем необязательно связаны с низкой квалификацией учителей или некомпетентностью руководства. Те школы, руководители которых не сумели выбить дополнительное финансирование за счет особых отношений с чиновниками и обложить данью родителей, рискуют попасть в замкнутый круг. Для того чтобы привлечь новых учеников, нужно отремонтировать помещения, привести в порядок школьные стадионы, но денег на это нет, поскольку в неотремонтированную школу учеников приходит мало.

Добро пожаловать в долговую яму
Не менее интересен вопрос, касающийся образовательных стандартов. «Проекты новых стандартов для средней и старшей школы сейчас находятся в стадии разработки, их еще никто не видел, — поясняет зампред Комитета по образованию Государственной Думы Олег Смолин. — Но в 2007 году парламент изменил закон, определяющий их содержание. Теперь в стандартах прописывают требования к компетенциям, то есть умениям школьников, которые, естественно, привязаны к ЕГЭ. Там не будет оговорено, сколько часов должно быть отведено на формирование этих умений». При этом в утвержденной президентом инициативе отмечается, что «в любой образовательной программе будет две части — обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора». Войдет ли необязательная часть программы в государственное задание или родителям придется оплачивать ее дополнительно?
«Сегодня вам никто не скажет, сколько бесплатных уроков останется в новой школе после того, как закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных учреждений, — говорит Смолин. — Все зависит от нормативных актов, которые будут разработаны чиновниками в центре и на местах. Но очевидно, что образовательные учреждения выталкивают на рынок».
— Школам придется зарабатывать, поэтому количество платных услуг существенно возрастет, — считает депутат Госдумы Оксана Дмитриева. — Однако продать эти услуги удастся не всем. Ведь если престижная гимназия сможет набрать детей, родители которых будут оплачивать факультативные и внеаудиторные занятия, то простой школе это не светит.
Надо сказать, что ни образовательная инициатива, ни законопроект, «совершенствующий правовое положение госучреждений», не дают прямого ответа на вопрос о том, что будет с теми, кто не сумел удержаться на плаву. Однако некоторые положения, которые содержатся в этих документах, заставляют насторожиться.
В стандартах будут сформулированы требования не только к результатам обучения, но и к тем условиям, которые должны быть созданы для их достижения. А если этих условий (например, спортивного зала, не говоря уже об интерактивных учебных пособиях и широкополосном интернете) нет? Фактически в руках у чиновников оказывается инструмент, позволяющий оптимизировать сеть образовательных учреждений, то есть закрыть лишние школы как не соответствующие стандартам.
Во-вторых, в законопроекте записано, что государство не несет ответственности за результаты хозяйственной деятельности «новых бюджетных» и автономных учреждений. И если какой-нибудь вуз, школа или детский сад увязнут в долгах, то кредиторы могут заблокировать их счета и вывезти все движимое имущество, включая стол и телефон директора. После этого — де-факто — образовательное учреждение перестанет существовать.
Наконец, в-третьих, в образовательной инициативе прописана возможность и целесообразность развития «концессионных механизмов для привлечения к управлению школами частных инвесторов».
— На практике это означает, что часть образовательных учреждений может быть доведена до банкротства и их имущество — здания, участки земли — перейдет к частным лицам, — считает Оксана Дмитриева. Правда, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров утверждает, что банкротство нового бюджетного учреждения невозможно по Гражданскому кодексу. «Посмотрите в закон, и вы увидите, что передача в залог недвижимого и особо ценного движимого имущества без согласия собственника невозможна», — успокаивает он общественность. Ключевая фраза здесь «без согласия собственника»: все будет зависеть от воли конкретных чиновников на местах.

Реформы после выборов
Правительство согласилось отложить вступление закона в силу — это произойдет не в 2011-м, а лишь с июля 2012 года. По одной версии, потому, что за оставшиеся до конца года месяцы чиновники просто не успеют откорректировать все законы, в которые вносятся изменения, и разработать все нормативные акты. По другой версии, верхи не хотят увеличивать количество недовольных в преддверии парламентских и президентских выборов 2011–12 годов (недаром вступление закона в силу предусмотрено уже после их окончания). Но в любом случае закон планируется принять в ближайшее время — и после того, как он будет подписан президентом, никто уже точно не будет заниматься его обсуждением или дискутировать о сути предстоящих реформ. А дальше центр будет перекладывать ответственность на регионы, регионы — на центр, депутаты — на чиновников, а чиновники — на депутатов. И крайними в этих разборках окажутся дети.
Судя по всему, смириться с таким положением готовы не все — родители петербургских школьников уже выложили в интернете текст открытого письма Дмитрию Медведеву, которого призывают не подписывать новый закон. «Общество лишено возможности обсудить этот закон в рамках какой бы то ни было дискуссии. Такие масштабные перемены нельзя вводить без всенародного обсуждения, без честного ответа на все интересующие граждан вопросы», — возмущены родители.

За шесть дней письмо собрало уже более 3400 подписей.

Виктория РАБОТНОВА

__________________________________

Между прочим, если протестный резонанс окажется достаточно сильным, они наверняка отыграют назад. Скажут, что их неправильно поняли. Так что кое-что все-таки еще зависит от вас, дорогие россияне...

Взято у http://ashpi.livejournal.com

Пока не берусь комментировать больше, но вызывает опасение, переходящее в охуение.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Юная предпринимательница и получившая классическое образование художник Димитрия Милан, бросает вызов традиционным представлениям о том, как художники достигают известности и взаимодействуют с коллекционерами и аудиториями. Что может знать восемнадцатилетняя девочка об искусстве ...
Доброй всем ночи. Агенство "Ten Letters" устраивает в Barvikha Luxury Village премьеру фильма о продюсере Ниле Богарте - https://www.timeout.ru/msk/feature/rozhdenie-legend-vyhodit-v-rossijskij-prokat-letom . Мистер Богарт вместе с Бобом Эзриным открыл и продюссировал группу "KISS", ...
Едкий запах и острый вкус этого сыра с прожилками плесени известен во всем мире. Вы можете его не любить, но рокфор считается королем сыров и это очевидный факт. Оригинальный рокфор производится в небольшой деревне на юге Франции Рокфор-сюр-Сульзон, близ которой находится ...
Blue Diamond, Artisan Nut-Thins, крекеры с сыром Азиаго, 4.24 унций (120.5 г) Сыр азиаго – один из самых популярных полутвердых сыров Италии и один из самых древних. Рождение этого сыра датируется 1000 годами, правда тогда его делали не из коровьего (как сейчас), а из ...