
О производстве станков особо высокой точности и станков с ЧПУ в СССР и России.

В 80-е у меня был знакомый который часто ездил в командировку в Италию по наладке станков с ЧПУ, которые выпускали Ленинграде. Станкостроение – одна из самых проблемных отраслей промышленности. К 2014 году доля импортных станков и комплектующих в России выросла почти до 90%.

Одни считают, что советское станкостроение было одним из самых отсталых в мире. Другие, наоборот, уверены, что тогда был создан задел, который позволяет и сегодня ехать на старом советском багаже.
Советское станкостроение никогда не было отсталым. По производству станков и кузнечно-прессовых машин (КПМ) СССР занимал вторые-третьи места в мире, а по потреблению станков и прессов – второе место после США. Мы всегда были в тройке лидеров среди самых высокоразвитых стран – США, Японии, Великобритании, Германии, Франции, Италии.
Доля импорта составляла не более 5–6%. Импортировалось в основном высокоточное оборудование для нужд оборонного машиностроительного комплекса и для станкостроения.
О производстве станков высокой и особо высокой точности, а также станков с числовым программным управлением (ЧПУ).
Это — технологически наиболее передовая область станкостроения. В 1980-е годы она быстро развивалась, так что к концу десятилетия в РСФСР 23% выпускаемых металлорежущих станков были снабжены ЧПУ, а 11% относились к категории станков высокой и особо высокой точности. Это производство понесло самый большой ущерб:

В 90-е произошёл чудовищный развал промышленности. Станкостроения в том числе. Даже в начале нулевых мы ехали на старом советском багаже.
Если в 1990 г. в РСФСР было выпущено 16,7 тыс. станков с ЧПУ, то
в 1996–1999 гг. их выпуск составлял по 100 штук в год — в 167 раз
меньше.
В 2000 г. производство таких станков выросло в два раза и составило
200 станков. В 2001 г. было выпущено 257 станков с ЧПУ, а потом
снова произошел спад, в 2010 г. — 129 токарных станков с ЧПУ и 31
обрабатывающий центр, агрегатный и многопозиционный
(многооперационный) станок для обработки металлов, в 2011 г. — 195
и 8, в 2012 г. — 166 и 4. К 2010 году разрушено 50 ведущих
станкостроительных заводов. Самые крупные из них: «Красный
пролетарий», Московские заводы автоматических линий,
координатно-расточных станков, шлифовальных станков…. Это были
предприятия мирового уровня.
Освободившиеся площади сдали в аренду под склады, торговые центры, увеселительные заведения...

Сдавать комплекс в аренду проще, чем производить продукцию. Ради сиюминутной выгоды губилось всё! На площади Гагарина в Москве, где был завод имени Серго Орджоникидзе, посмотрите, огромный торговый центр. Чтобы сделать станок, надо потратить от шести месяцев до года. А примитивная спекуляция обогащает за короткий цикл.
Разрушительная идеология шла от Гайдара, Чубайса и иже с ними. Бывший министр станкостроения Паничев встречался с Гайдаром в 1991 году, предлагал программы выхода из кризиса. Гайдар был непреклонен: «Не нужны никому ваши станки! Мы всё купим за границей».
Ни программа государственной защиты станкостроения 1993 года, ни целевая программа реформирования и развития станкостроения 2000–2005 годов не были выполнены.
Сегодня основу отечественного станкостроения составляют те заводы, которые смогли сохранить свой интеллектуальный потенциал и имущественный комплекс, перестроить технологические возможности под запросы времени. В последние пять-семь лет появились новые производства, выпускающие современное оборудование. При участии государства было создано три предприятия – в Липецке, Сасово Рязанской области и Перми. Государство вложило в них от 300 миллионов до одного миллиарда рублей. Это современные станкостроительные заводы.
С участием японско-немецкого концерна DMG MORI, вложившего 90 млн евро, был построен Ульяновский станкостроительный завод. Это предприятие токарно-фрезерной группы по выпуску трёх-пяти осевых станков с ЧПУ и обрабатывающих центров. Производит от 300 до 400 станков в год.
Воссоздан Южный завод тяжёлого станкостроения (бывший завод имени Седина) в Краснодаре.

ООО "Южный завод тяжелого станкостроения" (ЮЗТС). ЮЗТС создан на базе легендарного завода им. Г.М. Седина и собрал в свои ряды специалистов бывшего Завода им. Г.М. Седина (ЗАО "Станкозавод СЕДИН", ООО "СП Седин-Шисс" и других), имеющих колоссальный опыт работы в области станкостроения. Коллектив ООО "ЮЗТС" является преемником сединской инженерной школы.


В настоящее время завод изготавливает тяжелые обрабатывающие центры для обработки сложных габаритных деталей. Эти обрабатывающие центры будут решать сложнейшие технологические задачи для нужд различных предприятий машиностроения.

Сфера деятельности завода — это полный цикл создания станка, от его проектирования до воплощения в металле.

Введён в эксплуатацию третий корпус завода «Станкомашстрой» в Пензе.

Семь лет назад в этом городе вообще не было станкостроения, а теперь Пенза превращается в один из центров российского станкостроения. Реконструируется машиностроительный комплекс в Твери.
Там будет солидная площадка в 20 000 квадратных метров. Уже сегодня тверской «Станкомашкомплекс» выпускает станки с ЧПУ токарно-фрезерной группы. Завод «Дельта-Тест» во Фрязине производит лазерные и электроэрозионные станки с ЧПУ. Здесь принципиально новые технологические подходы.
Есть заводы в Коврове, Барнауле, Челябинске и Коломне.
В 2020 году Россия поставила свою продукцию в 64 страны мира. В том числе в Германию, Италию, Великобританию, США, Японию, Южную Корею.
Источник: https://lgz.ru/article/-15-6829-13-04-2022/k-stanku-rossiya/