О принуждении к учению

топ 100 блогов logpoint04.05.2012 Те, кто считает для себя возможным заставлять ребенка учиться, обычно опираются на довод, что учиться-то ребенку обязательно нужно. Он должен учиться. Этот довод практически невозможно подвергнуть сомнению - действительно, должен. Только вывод из этой посылки совершенно неверен. По сути, здесь идет замена тезиса: "раз человек должен учиться, а он при этом не учится, то чтобы человек учился, его можно к этому принуждать". То есть принуждение становится целью, а вовсе не необходимость учения. Но допустим, это не так. Попробуем считать целью учение и посмотрим, что из этого выйдет.

Чтобы вскрыть спрятанное противоречие, приходится ставить вопрос о целях самого учения. Зачем ребенку учиться? Ну как же, ответят многие, и не только сторонники принуждения. И назовут множество целей и причин - вперемешку. Конечно, я не претендую на сколько-нибудь полное описание целей, но те несколько, которые назову, я предлагаю сопрячь с принуждением и проанализировать сочетание.

Итак, учиться нужно, чтобы... больше знать. Отлично. И раз для того, чтобы человек учился, его можно принудить, значит, можно сказать, что человека можно принуждать, чтобы он больше знал. И сразу возникают вопросы. Принуждение обычно возникает от нежелания знать (ведь если человек хочет знать, зачем его принуждать?). Но откуда берется, что принуждение воспитывает желание? Когда нас заставляют, в большинстве случаев мы как раз укрепляемся в том, что не хотим. И при первой же возможности пытаемся отвлечься от того, что навязывают, и сделать что-то другое. А знание - это продукт в первую очередь самостоятельной деятельности по усвоению. Возникает противоречие - принуждение не очень совместимо с самостоятельностью.

Допустим, учиться нужно, чтобы... развивать мышление. Прекрасно. Соединяем: чтобы развивать мышление, человека можно принудить. Не знаю, как у вас, а у меня сразу возникает вопрос - а как это? Мы что, держим вожжи от мышления, думай сюда, а теперь думай сюда? И как же проверить результат? Развитие - это усложнение, приобретение нового качества, а в случае принуждения в мышлении закрепляется несколько вполне стандартных механизмов, и поощряется в основном обратный процесс - послушание (как декларируемая цель принуждения) не очень совместимо с развитием мышления, не вижу причин для пробуждения мысли как таковой.

Ладно. Значит, учиться нужно, чтобы... быть достойным звания "человек". Вот так высокопарно зайдем. Другими словами, чтобы развивать достоинство человека, его можно принудить к этому. Опять парадокс выходит: достоинство рождается уважительным отношением, а принуждение изначально включает в себя неуважение к человеку. Уважительное принуждение - это оксюморон. Принуждение всегда человека использует, какое уж тут достоинство.

Учиться нужно, чтобы... не быть дураком, в конце концов! Да, великолепная цель. Другими словами, человека можно принудить не быть дураком. Не знаю, как вы, а я это себе не представляю. Хотя выражение "поучить уму-разуму" как раз и включает в себя чаще всего насильственное действие, ни умом, ни разумом здесь обычно не пахнет, только страхом. А дураков в немалой степени воспитывает как раз страх, который способен парализовать движения и ума, и души.

Что ж, пока получается, что как только возникает принуждение, учение теряет ранг цели и превращается в одно из оправданий принуждения. Ваши возражения?

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...
Хотелось бы посмотреть работы хороших фотографов портретистов снимающих на Nikon. Ибо: цвет кожи который у меня получается мне вообще не нравиться, и хочется видеть цветные портреты снятые на Nikon. Явно ж что руки не у всех кривые и у кого-то получается добиться хорошего цвета. А пока ...
Сегодня я расскажу вам про интересный и пророческий польский фильм "Сексмиссия" (1983), где наглядно показан мир победившего феминизма. Этот фильм особенно интересно посмотреть в ...
Однажды американскому иллюстратору Дэвиду Джеблоу попал незаконченный рисунок из 60-х годов, на котором была надпись «дорисуй сам». ...
PRODUMAN: Cделайте людям добро-и они вам этого никогда ...