О предложении А.Фурсенко сократить число вузов в России | Олег Долженко
Олег Долженко — 30.03.2012 Теги: ФурсенкоО предложении А.Фурсенко сократить число вузов в России...
После того как прочитаешь очередные откровения, касающиеся судеб реформирования высшей школы, остается ощущение, что побывал в каком-то доме для не вполне нормальных людей…
Процесс объединения вузов – и объективен, и необходим…
Правда, выделение и культивирование группы сильных вузов ничего хорошего не сулит: сильные на то и сильные, что могут выжить в любых условиях, а не паразитировать за счет слабых.
Гораздо важнее, что в настоящее время меняется парадигма высшего образования, заметные подвижки происходят и в трактовке самой науки.
Современная система образования, особенно высшего и дошкольгошо, должна быть сориентирована на развитие человека. А эта задача решается главным образом на уровне региона, так что, казалось бы, самое время вести разговор о более полном учете регионального фактора, создании условий для развития их социального, культурного, интеллектуального капитала… Но об этом помалкивают и с упорством достойным лучшего применения модернизируют уже давно изжившую кладбищенскую парадигму высшего образования. (См. раздел доклад «Стратегия 2020», раздел образования). При этом практически не учитываетсяч интеллектоемкость жизни страны, не учитывается господствующий в обществе тип социальности (разрушенный и аграрный. Отсюда и антропологическая катастрофа, которую переживают россияне).
Хуже всего обстоит дело с преподавательским корпусом. Но, спрашивается, могло ли быть лучше, если профессор и доктор наук после всех «подвышек» получает не больше 20 тыс. р., в то время как сопливый лейтенант – 50-60 тыс.?...
Да, число защит на соискание ученых степеней не сократилось. Только не может не поражать убогость содержания защищаемых работ.
Пора признать: корпус вузовских преподавателей деградировал; он не в состоянии (при нынешней структуре вуза) осуществить самые элементарные программы. Средний возраст профессуры – за 60. Молодые же, выросшие за последние два десятилетия, не владеют элементарными навыками педагогической работы.
И опять же, казалось бы, самое время отказаться бы от традиционных защит; по крайней мере, докторских (со всевозрастающим числом обязательных – «ваковских» - публикаций, за которыми - «кормушка» для журналов). Стоимость подготовки защиты такой докторской уже кое-где «зашкаливает» за 600 тыс. р., а результаты часто непонятно кому и нужны! Не лучше ли было бы присуждать эту степень по обобщенному докладу, на основе результатов, полученных в ходе подготовки, как минимум, четырех полноценных кандидатов наук?
В условиях, когда вузам придется радикально перестраивать свою практику, основная тематика исследований должна строиться вокруг проблемы его развития, включая подготовку выпускников к жизни в условиях «рыночной» экономики (так сазать "знаниевой").
Налицо спрос на профессионалов в области проблем образования.
Новый университет нельзя вывести из прошлой модели: это принципиально иное учебное заведение, примеров которому в современной образовательной практике в мире пока нет (имеются только какие-то «наметки будущего)…
Так что полагаю, что сегодня с очень большими оговорками можно вести речь о наличии в РФ действительно высшего образования. Ни в кадровом отношении (особенно с точки зрения уровня подготовки администрации), ни с точки зрения контингента обучающихся: одни часто делают вид, что учат, а другие, что, как бы учатся (последних все меньше. Многие и "вида не делают"…
В конечном счете все упирается в качество человеческого капитала во всех его измерениях (культурном, социальном, профессиональном и т.п.).
На этом фоне проблема закрытия какого-то количества вузов особой роли не играет. Нищая высшая школа с вопиющим внутренним материальным неравенством (разрыв в зарплатах ректорского корпуса, бухгалтеров и профессуры колоссален!) и дальше будет плодить людей ни для чего... Нищих и духом, и интеллектом… А может, так и должно быть?… Уж слишком много глупостей понаделали руководители образования России за последние десятилетия, для того чтобы их интеллектуальные извращения списать просто на невежество!
А на самом деле реальная программа развития образования в России, которую по силам подготовить только самым заинтересованным сторонам, т.е. регионам и учебным заведениям. Как известно, спасение утопающих – дело рук самих утопающих… 29.03.2012
15:59:19
Дело!