рейтинг блогов

О пороговой плотности культуры (путевые заметки)

топ 100 блогов vas_s_al06.11.2022 На ноябрьские устроил окультуривание с посещением Ленинских горок, Тарусы и Поленово. Экскурсии в домах-музеях Паустовского, Цветаевой и Поленова всколыхнули у меня давние и, в общем-то, банальные мысли о культуре как сообществе.

Ниже немного биографий великих людей, а потом те самые мысли. Но для нетерпеливых эмпирику убираю под кат.

Пока я жил в Зеленограде, я почти каждую осень ездил в Шахматово в дом-музей Блока.
И меня каждый раз поражало, что многие знакомые нам по школьным учебникам люди были тесно знакомы, были одной тусовкой. В школе их портреты висят каждый в своей раме, без связи друг с другом, а в жизни они жили в одном, довольно тесном кругу.
Дед Александра Блока ботаник Бекетов был ректором Санкт-Петербургского университета и дружил с Менделеевым. Поэтому они построили загородные домики рядом друг с другом, а дочь Менделеева вышла замуж за внука Бекетова и стала той самой "Прекрасной дамой" из школьных стихов.
Дома у Блоков бывали Соловьевы, Андрей Белый и множество менее известных деятелей культуры.
О пороговой плотности культуры (путевые заметки) IMG_0329

Отец Марины Цветаевой был членом-корреспондентом Петербургской академии художеств, тайным советником, профессором Московского университета и основателем Пушкинского (тогда Румянцевского музея).
Мама Марины была пианисткой, училась музыке у Рубинштейна, а живописи - у Клодта. Семья путешествовала по Европе со своим роялем.
Цветаевы регулярно ездили в гости к Поленову, который устроил в своём доме почти что частный филиал пушкинского музея с экспонатами, отражающими историю искусства от древнего Египта до его собственных картин.
А на даче Цветаевых гостил другой художник: Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов.
На его картине "Венки васильков" колонна дома Цветаевых.
О пороговой плотности культуры (путевые заметки)
Подругой сестер Цветаевых была Галя Дьяконова, в будущем жена Сальвадора Дали Гала.
Со своим мужем Марина Цветаева познакомилась в Коктебеле, куда её пригласил погостить Максимиллиан Волошин.
Одним из поручителей на их свадьбе был Анатолий Виноградов, который позже станет директором Ленинской библиотеки.

Паустовский поселился в Тарусе в 1955 году на самом дальнем конце одной из дальних улиц. Но он общался с дочерью Цветаевой, результатом чего стал выход неподцензурного сборника произведеней "Тарусские страницы" в местном издательстве (успели напечатать 30 тыс штук). Ещё Паустовскому слал уважительные телеграмы Бунин, а в доме висели подлинники Матисса, подаренные работавшей у него во франции сиделкой и натурщицей Лидией Делекторской (сейчас заменены на копии). Марлен Дитрих становилась перед ним на колени, а его висящий на террасе музея портрет рисовал Борис Свешников. Также в доме висели картины Оскара Рабина и множества других легальных и полулегальных художников. То есть сидя на самой дальней даче дальней улицы Паустовский оставался включенным в культурную жизнь.

Ну а про Поленова и говорить нечего. Род идёт аж от Державиных, отец юрист, профессор права, мать художница, дружил с Репиным, входил в товарищество передвижников, в Риме познакомился с Саввой Мамонтовым, а через Мамонтова с членами абрамцевского кружка.
Дом свой сознательно строил как музей искусства, где сейчас наряду с привезенными из поездок египетскими и греческими древностями, резной мебелью разных веков и прочими диковинками подаренные по дружбе работы Врубеля, Васнецова, Шишкина, Маковского, Ярошенко, Коровина, Левитана...

Результат ожидаем: Цветаева в шестилетнем возрасте начинает сочинять стихи на трех языках. Когда Поленов начинает рисовать - я не знаю, но в пятнадцатилетнем возрасте он уже пишет вот такую "Собаку Робку".
О пороговой плотности культуры (путевые заметки)
Для этого, помимо гениальности, требовалось как минимум чтобы в семьях говорили на трех языках и имели масляные краски и холсты. Требовались социальные связи с людьми, уже состоявшимися на ниве искусства.

Мысль моя заключается в том, что из таких вот семейных историй знаменитых людей можно было бы вывести формулу коэффициента плотности культуры: чем больше среди вашего круга общения людей, которые уже проявили себя на ниве искусства, тем выше вероятность, что вы тоже оставите свой след.
Одно из следствий из этой формулы - что вокруг нас и было, и есть множество потенциальных талантов, которые, однако, никак не проявляют себя. потому что у них нет достаточно творческого окружения, чтобы их таланты взошли. То есть можно вывести пороговую плотность культурных связей: если их у вас просто нет, или они ограничиваются шапошным знакомством вашего дяди с третьеразрядным композитором, ваши усилия и талант должны быть по-настоящему экстраординарными, чтобы вы смогли создать что-то стоящее.

Полагаю, то же самое работает в науке. Истории про гениального профессора-одиночку, который в своем гараже сделал мировое открытие - удел голливудских киношников. Поэтому так важно искать и находить учителей в выбранной области и единомышленников, с которыми можно ее обсуждать.
О пороговой плотности культуры (путевые заметки)

Передвижники в целом и Поленов с его школой и елкой для крестьянских детей в частности поставили эксперимент, может ли культура развиваться альтернативным способом.

Поленов больше тридцати лет водил крестьянских детей в свой дом-музей, показывал им европейских живописцев, старинное оружие, персидские ковры, делал для них рождественскую елку и даже разработал что-то наподобие диафильма - рассказа о путешествии вокруг света с собственными иллюстрациями.

Но вот беда, экскурсоводы не называют ни одной фамилии из числа этих детей, кто бы тоже оставил след в искусстве. Ходить в дом к художнику и смотреть на картины оказалось совершенно недостаточно. В принципе, это же подтверждают и толпы экскурсантов. Сомневаюсь, что кто-то из посетителей, просто ознакомившись с богатствами культуры, сам окажется способным эти богатства приумножить или хотя бы в достаточной степени воспринять.

Эксперимент Поленова с крестьянскими детьми и культурные связи его семьи и семей Блока, Цветаевой, Паустовского, которые я бегло перечислил в этой записи, объясняют, почему интернет сам по себе не поднимает культуру, пусть даже сейчас из любой деревни можно виртуально ознакомиться с (почти) любой картиной, книгой, фильмом. Просвещение без сообщества, в котором всё это обсуждается и варится, малорезультативно.

Между прочим, эти соображения добавляют драматизма исходу из России многих гуманитариев и общественных деятелей в этом году. Трагедия не только в том, что им пришлось эмигрировать, но и в том, что при разрушении сообщества (а переписка и соцсети заменяют живое общение далеко не полностью) каждый становится интеллектуально и творчески слабее. Это может быть не так заметно с состоявшимися деятелями культуры и искусства, но без требуемой плотности культурной среды в новом поколении проявится гораздо меньше талантов, чем могло бы.

P.s. просвещение народных масс не совсем бесполезно. Хоть из крестьян окрестных сёл, кажется, не вышло живописцев и культуроведов, но они всем миром защищали усадьбу Поленова и его семью в революцию, гражданскую войну и после. А потомки Поленова до сих пор работают руководителями дома-музея и, кажется, до сих пор живут в тех его комнатах, которые закрыты для посетителей. То есть своей просветительской деятельностью Поленов защитил себя и обеспечил работой своё потомство. А усадьбу Блока крестьяне сожгли. Блок с крестьянами не занимался.

P.p.s. Во все музеи надо было попадать причудливо. Везде толпы, к Паустовскому и Поленову билеты по интернет-записи, не хуже как в Третьяковку на модные выставки. Смотрители рассказали, что был случай, когда люди в очереди передрались за билеты к Поленову. Вообще вся Таруса трещит от наплыва туристов, даже в ноябре: цены московские, сервис по принципу "а куда вы денетесь"? Это на самом деле хорошо, это значит, что запрос на культурный отдых гораздо выше, чем могут переварить подмосковные музеи. Думаю, не в последнюю очередь потому, что жителям спальных районов и (большинства) подмосковных городов в культурно-эстетическом плане особо некуда податься. А культурные пространства в новых кварталах ограничиваются торговыми центрами. Часто самое приятное место в какой-нибудь Андреевке - двор местной церкви. Потому что попы оказываются единственными, кто думает об эстетике внешней среды.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Судя по реакции кремлевской ОПГ по случаю гибели эмиссара своей мутной политики на территории ДНР покойный нравственной личностью не был. Лично он мне он запомнился нелепым заявлением о своей "невинно репрессированной" бабушке. Неумного человека сразу видно по таким ...
Сегодня, после возрождения нашего клуба блогеров "Ромашка"  к нам вступило сразу много хороших, добрых блогеров. И место есть еще для многих. Так что вступайте в клуб. В Воскресенье состоится первое мероприятие клуба блогеров "Ромашка". Это ...
Размышляя над отличием жизни обычных граждан в России от Финляндии, можно обсудить два момента - отношение к простоте и дешевизне дизайна и кредитованию населения. Наш такой простенький и дешевый ремонт, как у подавляющего большинства финнов, ...
Всем интересующимся историей ОУН и Бандеры, очень рекомендую прочитать этот очерк Марка Солонина. Разложил все по полочкам. Это глава из его книги "Нет блага на войне". Все-таки Марк единственный в России историк, хотя он себя позиционирует как любитель. ...
1.DJ Ходос 2.чмок) 3.дурачимся) 4.нооосик)) 5.валяемся))) 6.полет) 7.хохотушки 8.хитер) 9.попрыгун) ...