О ныне забытых проблемах теплотехники в условиях дефицита топлива
thagastan — 01.03.2024 ...напоминаетЧЛЕНА МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ УПРАВЫ КНЯЗЯ М.В. ГОЛИЦЫНА ГЛАВВРАЧУ 3-го СВОДНОГО ЭВАКУАЦИОННОГО ГОСПИТАЛЯ ОРГАНИЗОВАТЬ ЗАБЛАГОВРЕМЕННУЮ ЧАСТИЧНУЮ ЗАГОТОВКУ ДРОВ И УГЛЯ СИЛАМИ ГОСПИТАЛЯ К ЗИМЕ 1916/17 г.
1. В отношении отпуска антрацита для отопления зданий городская управа и владельцы помещений, занятых управой, поставлены в одинаковые условия со всеми другими домовладельцами, а, следовательно, на госпитальные помещения распространяются все правила относительно отопления зданий частных лиц для разных надобностей.
Во-первых, на основании положения от 27 июля 1916 г., копия которого при сем прилагается, антрацитом можно отапливать только чугунные котлы, не допускающие пользования другими видами угля.
Во-вторых, отопление антрацитом допускается при температуре ниже 3°, а выше этой температуры можно топить торфом и дровами. Некоторые котлы или вовсе не допускают такой замены антрацита, либо при замене не бывает гарантии, что не будет испорчен котел.
При существующих обстоятельствах найти секции для починки котлов в случае их порчи почти невозможно, притом починка потребует остановки отопления на значительное время.
В-третьих, уполномоченным по топливу определен размер необходимого количества антрацита на каждую кубическую сажень объема отапливаемых помещений в 3 1/3 пуда, или около 4 1/3 пуда на каждую квадратную сажень; между тем в обычное время топлива требовалось вдвое больше. Необходимо обратить особенное внимание на то, что отпуску подлежит всего только 60% необходимого количества, а при норме в 3 1/3 пуда на кубич[ескую] сажень отпуску подлежит по 2 пуда на каждую кубич[ескую] саж[ень], т.е. только 30% прежнего расхода антрацита.
В результате оказывается, что городская управа на основании Устава о зем[ских] повин[ностях] обязана поддерживать в госпитальных помещениях нормальную температуру, а с другой стороны, поставлена в условия, лишающие ее возможности выполнить возложенные на нее обязанности. Озабочиваясь вопросом об отоплении госпитальных помещений, городская управа предполагает немедленно возбудить ходатайство перед командующим войсками Московского военного округа как непосредственно, так и через Военно-санитарное управление о содействии в отпуске городской управе 100% хоть уменьшенной нормы антрацита, которая определена уполномоченным по топливу. На основании вышеизложенного легко убедиться, что госпитали ожидает весьма неприятная перспектива остаться при недопустимо низких температурах внутри помещений.
Городская управа не сомневается, что ее общее ходатайство будет поддержано частными ходатайствами отдельных госпиталей.
2. Кроме того, управа надеется, что госпитали не откажутся облегчить положение управы принятием на себя труда по предварительной заготовке дров для печного отопления (голландских, утермарковских, духовых и т.п. печей), получив из управы деньги взамен отпуска отопительных материалов за время по 1 января, а в случае надобности — по 1 мая 1917 г. из расчета по 10 руб. на 1 печь в месяц и более, в зависимости от условий, в которых находится госпиталь. Ведение переговоров с госпиталями по определению размеров отпускаемых денег на печь поручено смотрителям городских здании соответствующих участков. Принятием этого предложения госпитали сильно облегчат управу, вынужденную делать большие заготовки дров для добавочного печного отопления, и вместе с тем госпитали обеспечат себя от весьма возможных невольных перерывов в своевременной доставке дров зимою агентами управы, что может зачастую быть связано с большими неприятностями как для управы, так и для госпиталей.
Верно:
письмоводитель 3-го сводного эвакуационного госпиталя зауряд-военный чиновник.
(ЦГА Москвы. Ф. 30. Оп. 1. Д. 108. Л. 170—170 об. Заверенная копия. Машинопись. Цит. по Москва в годы Первой мировой войны. 1914—1917 гг.: Документы и материалы, М., 2014, С. 494-495)
Как видим, даже перевод печного отопления на уголь представлял собой серьёзную проблему.