О не-путешествии ап.Андрея на Русь
diak-kuraev — 09.05.2016 Е. Голубинский:"Более всего упрекают меня за то, что я сомневаюсь в достоверности повести о путешествии на Русь св. ап. Андрея. Я уже говорил прежде, что не совсем прямо высказывал сомнение в достоверности повести еще митр. Платон и что совсем прямое сомнение в ней преосв. Филарета осталось под спудом только по независящим от него обстоятельствам.
Прежде я не мог подтвердить своих слов ссылкой на документальное свидетельство, но теперь могу.
В 33-й части Прибавлений к творениям святых отцов напечатаны письма архиепископа Филарета к А. В. Горскому. В примечании к одному письму сделана выписка из цензурной бумаги об одобрении к печати Истории Филарета и в этой выписке говорится, что цензор одобрил Историю к напечатанию с условием, «если изменено будет начало § 1-го, в котором отвергается предание о проповеди Апостола Андрея на горах Киевских», — стр. 641. Пусть же негодующие на меня за мое сомнение в достоверности повести о путешествии на Русь ап. Андрея перенесут свое негодование если не на митр. Платона, то, — к чему обязываются уже документальным свидетельством, - на преосв. Филарета!
... Если бы не так называемые «независящие обстоятельства», которые особенно сильны у нас в области церковной письменности, то мы несомненно имели бы уже несколько опытов критически обработанной русской церковной истории, ибо уже первый опыт этой истории был написан митр. Платоном с некоторой критикой. Несомненно, что и последний по времени наш историк преосв. Макарий при других обстоятельствах писал бы свою Историю с иною критикою, нежели какую мы у него находим. В одном месте Истории он дважды настойчиво восклицает: «Критики, побольше критики, — вот чего надобно желать нам в истории нашей литературы»!"
http://odinblago.ru/golubinskiy_otvet
(речь об архиеп. Филарете Черниговском, историке Русской Церкви).
|
</> |