О молчании жен в церкви+
ortheos — 01.12.2021В комментариях к старой статье новые читатели недоумевают по поводу учения святого Иоанна Златоуста (на самом деле апостола Павла в первую очередь) "жена в храме да молчит".
В этом благоустройстве ЧИНА ЦЕРКОВНОГО им чудится противоречие
с равенством во Христе и мужей и жен, и даже с
высочайшим иерархическим достоинством - непревзойденно высшим
архиерейского - Пресвятой Девы Богородицы.
В связи с этим очень важна одна небольшая заметка св.Амвросия
Медиоланского из Предания об образе жизни Пресвятой Девы.
Она на первый взгляд не имеет никакого отношения к вопросу, однако
...
Вот что он говорит в "Увещании к девству".
"Будь, дева, внимательна к священному обету и остерегайся
всякаго легкомысленного взгляда . Если даже хотя бы временно,
подобно путнику, он пройдет мимо, то и тогда он открывает уста
свои, и будет пить всякую попавшуюся воду, чтобы напоить тебя (ср.
Сир. 26:14). Ты никуда не должна выходить без матери, которая
должна быть бдительным стражем (твоего) целомудрия. Даже выходы в
Церковь для молодых девушек должны быть сравнительно редки.
Посмотри, какова была Мария, и однако всякий раз когда ее
искали, находили ее не где-либо в ином месте, а исключительно
только в ея «ложнице» (Иудиф. 13, 3). Пусть она научит тебя,
чему ты должна следовать. Она увидела ангела во образе мужа, и,
уклоняя взоры свои от него, вострепетала в сердце своем. Посему-то
ангел и говорит ей: «не бойся, Мария» (Лк. 1, 30). Уединение учит
стыдливости, удаление (от мира) упражняет целомудрие.
72. Да и зачем нужно тебе свободно выходить, хотя бы и к ближней
своей? Ведь «нога глупаго спешит в чужой дом, но человек
многоопытный постыдится» (Сир. 21:25). Вот отчего происходят
сплетни, опасаться которых прекрасно научает тебя Премудрый
следующими словами: «кто даст ... стражу научению моему и верную
печать ... на уста мои, дабы мне не пасть чрез них и чтобы язык мой
не погубил меня» (Сир. 22:31). Если мужескому полу повелевается
молчать пред старейшими, то насколько более неприлично бывает
говорить и заводить разныя речи девственницам?" https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/o-devstve-i-brake/7
Учение апостольское " жена в церкви да молчит" воспринимается как
унижение жен и дев в пользу мужей по одной единственной
причине.
Что мы, удалившись далеко от истины, считаем, что говорить - ВЫШЕ и
ДОСТОЙНЕЕ , чем молчать.
А ведь существует даже не одно, а как минимум пять
молчаний.
Первое - молчание стыда, когда человек и знает что сказать, но ему
стыдно говорить.
Второе - молчание невежества, когда человек не знает о
предмете.
Третье - молчание скромности, когда человек знает, что сказать , но
уступает другому.
Четвертое - молчание аскезы, когда человек молчит, чтобы не
согрешить.
Пятое - молчание созерцания. когда человек поражен тем, что он
видит настолько, что он не знает , что сказать и как сказать,
и надо ли вообще говорить.
На каком основании усматривают в повелении жене в Церкви
молчать только первое, второе и третье ?
Повеление женам молчать - это не "сиди в своем болоте и не
выпендривайся".
Это повеление "не спускайся с высоты".
Наш современный быт далек от быта времен апостольских и даже Святой
Руси.
Жены и дочери обитали не в подвале, а в "горнице", т.е.
высочайшей ,самой лучшей комнате.
Они не бегали по улицам, по рынкам, для них спуститься на улицу
было событием.
Почему?
Потому что они были зачмыренные мужским шовинизмом?
Нет, потому что они были драгоценностью, и их берегли, как сейчас
берегут антиквариат и ожерелья в банковских сейфах.
( сейчас же не берегут никого, поскольку нечего беречь, блядей и
в Византии и на Руси по горницам не прятали)
То, что им не разрешали спускаться и идти на войну - было не
унижением, а почетом.
Так и апостольское "жена в церкви да не глаголет" - это то
же самое ,что "жены не должны оружием биться с ворами , для
этого мужики есть".
Это ЧЕСТЬ, а не "закрой хлебало".
Безмолвие в Церкви, безмолвие в храме Божием - это высшее
благо, это чин исихастов во главе с Пресвятой
Богородицей.
Любой адекватный христианин , который хоть раз был на клиросе,
знает, что гораздо лучше молчать, чем петь или читать.
Причем и апостол и св.Иоанн Златоуст говорят о причине этого
указания - женская слабость.
Как женская слабость - причина в том, что они не должны воевать,
так и она же - что они не должны быть учителями В ХРАМЕ
(только в храме! Личное учительство никто и никогда у них не
отнимал! Почему? Потому что учительство в храме- это война и спор.
Сколько проповедей св.Иоанна Златоуста, и в каждой он спорит, в
каждой убеждает врагов)
Слабость же не причина к бесчестию, а причина к ЧЕСТИ.
"Но мно́го па́че, мня́щiися у́ди тѣ́ла немощнѣ́йши бы́ти,
ну́жнѣйши су́ть,
и и́хже мни́мъ безче́стнѣйшихъ бы́ти тѣ́ла, си́мъ че́сть мно́жайшую
прилага́емъ:
и неблагообра́знiи на́ши благообра́зiе мно́жайше и́мутъ, а
благообра́знiи на́ши не тре́бѣ и́мутъ. Но Бо́гъ раствори́ тѣ́ло,
худѣ́йшему бо́лшу да́въ че́сть," (1 Кор 12,12-24)
Это одновременно и честь от Бога , - и
предохранение от поползновений на женское священство.
Само отделение их от иерархического церковного священства (НЕ
мистического вечного царственного!) - не для унижения
их, не за ущербную природу, а в честь и славу.
Какая женщина сочтет унижением и позором слова "не лезь в
этот канализационный люк, я сам полезу"?
А священник на исповеди иногда буквально с
головой погружается в такие мерзкие раны и такой
гной, что любое ныряние в канализацию с головой с этим не
сравнить.
Заповедь апостолов женам в храме не говорить, а
слушать мужей - это заповедь не ставить ничего на фарфоровые вазы с
паутинными стенками, а только на стальные колонны. И это потому,
что апостол боится за вазу, а не потому, что считает ее куском
говна.
Когда же колонн нет , то приходится подставлять фарфоровые вазы,
потому что это последний ресурс.
|
</> |