О методах подсчета пробок в Москве
crusandr — 19.06.2014 Год назад Москва впервые попала в мировые лидеры по пробкам по версии TomTom, производителя навигаторов и навигационных систем. В 2014-м голландцы провели очередное исследование, сделав вывод о сохранении за Москвой печального лидерства по заторам среди мировых мегаполисов.Однако методика, по которой проводились исследования, не всем кажется бесспорной. Вопросы вызывает и количество навигаторов (всего-то 1500, что ставит под сомнение полноту охвата и равномерность анализа), и странные фразы типа «скорость упала на 138%» (из прошлогоднего отчета), и якобы взрывной, по мнению TomTom, рост пробок именно в 2013 году (когда Москва и вышла в лидеры) по сравнению с 2012-м (когда столица не попала даже в ТОП-10 самых пробочных городов. А главное - отсутствие описанной и проверяемой методики исследования по Москве и другим городам.
Подробнее в статье Александра Евсина, АКА eugenyshultz : Репутация создается годами, а разрушается за пару дней...
Алгоритм определения загруженности трафика на городских дорогах у компании TomTom следующий: эксперты сравнивают время, которое транспортные средства проводят в пути при отсутствии автопробок со временем, проведенным в дороге в часы пик, а точнее на перегруженных транспортом улицах. Разница эта выражается в процентах. Для Москвы, которая занимает первое место, этот показатель составляет 74%. Далее идут Стамбул (62%), Рио-де-Жанейро (55%), Мехико (54%) и Сан-Паулу (46%) : http://avtonovostidnya.ru/dorogi/bolshe-vsego-avtoprobok-voznikaet-v-moskve-kompaniya-tomtom
В качестве исходных данных для анализа, компания TomTom вероятно использует показатели со своих навигационных систем, ибо других систем мониторинга в Москве у частной иностранной компании быть не может, а у Департамента транспорта они таких данных не запрашивали. Мы не имеем точных данных, но приблизительная оценка количества использующихся в Москве навигаторов этой компании составляет всего 1500 единиц. Необходимо также учитывать, что эти навигаторы, являющиеся сенсорам системы оценки TomTom работают не постоянно, а периодически, т.е. фактическое количество работающих сенсоров в единицу времени может быть существенно меньше. Это обстоятельство само по себе резко снижает доверие к качеству анализа, основанного на таких исходных данных.
Очень существенным фактором, влияющим на точность анализа является не только количество, но и равномерность и представительность покрытия территории УДС Москвы сенсорами мониторинговой системы. Невозможно одной оценкой адекватно охарактеризовать состояние движения во всем мегаполисе одновременно. Если в одном районе Москвы, может существенно ухудшиться движение из-за строительства новой станции метро, или новой развязки, то в другом районе, напротив, движение может значительно улучшиться! Более того, характерна ситуация, когда из-за серьезных пробок на ТТК и Садовом, все остальное движение за их пределами становится существенно лучше. И при такой ситуации показания, взятые внутри колец, будут радикально отличаться от показаний за их пределами. Верно и обратное. В данном случае, аналитический вывод, основанный на выборочно взятых показаниях, будет являться не объективным анализом, а субъективным априорным выводом. Фактически, исследователь просто возьмет нужные цифры для обоснования своего вывода, что является недопустимым при объективном анализе!
Важно даже время года… Соседями по рейтингу являются Стамбул, Рио-де-Жанейро, Мехико, Сан-Паулу… Города, находящиеся в другом климатическом поясе, в которых снег – величайшая редкость! А ведь снегопад существенно снижает скорости движения. Некорректность тут состоит в том, что даже объективно правильные показания, но собранные преимущественно в зимнее время, будут для Москвы существенным фактором, ухудшающим общие показатели дорожного движения. В данном случае, мы ничего не знаем о той выборке исходных данных, которыми руководствовалась компания TomTom, проводя свои исследования...
Более того, в 2013 году, компания TomTom сообщила москвичам что «сложнее всего на дорогах в Москве в утренний час пик, скорость движения в эти часы упала на 106 процентов, а в вечерний час пик - на 138 процентов по сравнению с позапрошлым годом. http://ru.delfi.lt/science/autonews/moskva-stala-mirovym-liderom-po-probkam.d?id=61072809#ixzz34uRLQWWk»
Не один аналитик так и не смог расшифровать фразу «скорость упала на 138%». Дело в том, что падение скорости на 100% - это уже полная остановка до нуля! А падение скорости на 138% является вообще отрицательной величиной! Таким образом, совершенно непонятно, как трактовать совершенно некорректное утверждение и чем оно является – ошибочным выводом аналитиков TomTom или неправильной подачей информации журналистами, опубликовавшими это исследование?
Ситуационный центр ЦОДД
Департамент транспорта Москвы постоянно осуществляет мониторинг дорожного движения в городе. Для этой цели создана и непрерывно совершенствуется интеллектуальная транспортная система (ИТС) города Москвы. На настоящий момент, ИТС оснащена 11 000 дорожными датчиками, измеряющими скорость автомобильных потоков, количество автомобилей, интенсивность движения и загруженность магистралей. Активно развиваются видеоаналитические системы, которые позволяют оценивать те же показатели с помощью 2500 камер телеобзора, расположенных на важнейших перекрестках и участках дорог. Непрерывно идет параллельный анализ данных, основанный на данных популярнейшего в Москве сервиса Яндекс.Пробки, с миллионами пользователей в Москве, каждый из которых в момент использования Я.Пробки становится фактическим сенсором системы мониторинга движения! Сравните это количество с весьма небольшим количеством сенсоров TomTom...
Безусловно, анализ, произведенный на основании бОльшего количества исходных данных, будет более объективным! И такой анализ непрерывно производится сотрудниками Департамента и подведомственных учреждений, эти исследования проводятся совместно информационно-аналитическим управлением ЦОДД и Ситуационным центром ЦОДД, являющимся центральным звеном ИТС. Наши исследования показывают ухудшения дорожного движения только в районах интенсивного строительства, из-за неизбежных при строительстве трудностей. В центре города, средняя скорость движения и пропускная способность, напротив, возросла из-за упорядочивания парковочного пространства и других мер, направленных на оптимизацию дорожного движения!
Естественно, даже речи сейчас не идет о почивании на лаврах, но объективная ситуация такова, что средние показатели дорожного движения по Москве существенно не изменились на фоне постоянного роста уровня автомобилизации и увеличении количества жителей Москвы! В таких условиях, даже сохранение статус-кво является неплохим результатом. Полное выполнение комплексной программы развития Москвы, наиболее важными элементами которой (для дорожного движения) являются модернизация дорог, развязок, наведение порядка на дорогах, локальные мероприятия на УДС, оптимизация схем движения и режима светофоров, полный ввод в эксплуатацию ИТС, строительство большого количества новых станций метрополитена и развитие наземного общественного транспорта, в итоге дадут качественное улучшение состояния дорожного движения!
Операторы Ситуационного центра ЦОДД за работой
Департамент транспорта заинтересован в объективной оценке своей работы на благо города, и готов сотрудничать с компаниями и организациями, проводящими анализ дорожной обстановки, но важным условием конструктивного сотрудничества является не фактически бездоказательная публикация выводов неких исследований, а понятная методика оценки дорожной обстановки и представительная, актуальная и достоверная выборка исходной информации по дорожному движению. Без соблюдения этих условий Департамент транспорта не может серьезно относиться к подобного рода исследованиям!
В завершение стоит отметить, что Москва стала попадать в т.н. рейтинги Tom Tom, как город с худшими показателями дорожного движения всего два последних года. Например, согласно исследованию TomTom 2012 года http://autoplus.su/news/world/5421-samye-dlinnye-probki-evropy-v-stambule-i-varshave.html Москва вообще не вошла в топ-10 городов с самыми длинными пробками в Европе. А в 2014 неожиданно стала лидировать по пробкам не просто в Европе, но уже во всем мире! Один этот факт заставляет задуматься не только о качестве анализа и методиках, применяемых компанией TomTom, но и неожиданной «любви» к Москве…
В целом вполне разделяю скепсис Александра. Но добавлю: лучшим опровержением со стороны ЦОДД будет собственное исследование по пробкам в Москве на основе тех самых "11000 датчиков, 2500 камер и сотен тысяч пользователей Яндекс-навигаторов". Сделать 1 раз, описать методику и дальше обновлять ежегодно по той же методике. С раскладкой по дням недели, времени суток, основным магистралям и узлам. Это позволило бы объективно оценить успешности всей работы по снижению заторов в целом. И применительно к каждой магистрали и каждому сектору города в частности.
АПДЕЙТ: 138%, судя по всему, не "падение скорости" (некорректный перевод от AutoNEWS),
а "увеличение времени в пути в час пик в сравнении с временем в пути в непиковые часы". Но остальных вопросов это не снимает.
Оригиналы отчетов TomTom на английском:
- за 2012 год
- за 2013 год
Еще статья по теме:
Почему дорожное строительство в Москве неизбежно, или О разнице между полнотой и истощением
|
</> |