О литературе в школе

топ 100 блогов chto_chitat12.10.2012 После совершенно феерического вчерашнего обсуждения возник более радикальный вопрос.
Когда мы изучаем физику - мы не изучаем физические явления. Мы изучаем физические законы.
То же - с любой другой точной наукой.
Литературе же не повезло. Там все почему-то концентрируется вокруг некоторого "ключевого" набора произведений, ученикам при этом вдалбливается мысль, что Наташа хорошая, Дорохов плохой, а "Война и мир" воспевает патриотизм русского народа (при том, что именно Толстому принадлежат безжалостные слова "Вспоминая теперь всё то зло, которое я делал, испытал и видел вследствие вражды народов, мне ясно, что причиной всего был грубый обман, называемый патриотизмом и любовью к отечеству").
Естественно, когда вдалбливают - душа восстает, но учитель главнее, ну и на этой (не единственной) причине воздвигается нелюбовь к классике (в лучшем случае), нелюбовь к чтению (в худшем) и нелюбовь к школе (повсеместно).

На мой личный взгляд, литературу как предмет изучения стоит разделить на две неравные части. В первой давать чистую аналитику: вот это фабула, здесь завязка, здесь кода, здесь апофеоз, здесь повествование от третьего лица, здесь - от первого, тут использован фантастический элемент, здесь романтизм, тут реализм. "Для примера" можно использовать все, что угодно - была бы за душой хоть одна прочитанная толстая и более менее классическая по построению книга. Хоть Гарри Поттер, хоть Властелин Колец.
Вторая же часть - проблемная. Тем, вокруг которых концентрируются мысли писателей (где бы они не жили) не так уж и много. Какие тут есть возможности, как мысль, отношение, позиция, мировоззрение могут быть отражены в книге. Насколько это показательно (и доказательно). Как на восприятие влияет исторический контекст. Насколько важно его знать (и чего вы лишаетесь, не зная его). И т.п.
Узнав вышеперечисленное человек хотя бы будет знать, что делать с книгой, что можно от нее получить, как отличить большое от маленького и важное от не важного.
С точки зрения восприятия - этого достаточно. Остается, правда, еще одна деталь - в последние сто лет наиважнейшая. А именно - литература есть один из способов самоопределения нации. Ее фундамент. Мы отличаемся от англичан не только языком или "менталитетом", но и тем, что оценивая происходящее черпаем образы и примеры для сравнения не из Шекспира, Байрона, Диккенса или Киплинга, а из Пушкина, Гоголя, Достоевского или Чехова. Не напрямую, вторым-третьим номером, но тем не менее. То есть надо просто знать их, эти столпы.
С 19 веком все более менее нормально и споров не вызывает. Имхо, в вышеприведенной схеме можно работать с примерами из них как с тестовыми. Наташа Ростова как тупая экзальтированная дура - нормально, если человек сможет показать именно это на материале Толстого. Не надо навязывать оценок, надо учить правильной методологии.

Тот же подход и при анализе русской литературы 20-го века. Как бонус - хорошо показать, как политика проникает в литературу, отражается в литературе, преломляется в ней и т.п. Тут тоже будет тяжеловато - если ученик увидит в Довлатове глупого и постоянно нарывающегося на скандал пьяницу, в Булгакове - неважнецкого эпигона Гофмана, в Солженицыне - огромную и тщательно лелеемую ненависть, сквозь которую с огромным трудом пробивается что-то литературное, в Бунине - полное неумение разбираться в людях и причинах их действий и т.п. Ну и ладно, основания для этого есть. Раскроет - значит знает. Не раскроет - будет двойка.

Главная мысль - изучать что-либо нужно во всей полноте. А то выходит так, что заметив некую ограниченность - все начинают призывать к еще большей ограниченности. Это неправильно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Недавно писал про мальчугана , который не говорит в свои 6 лет! (уточнил сколько ему). Так вот, вчера он c мамой пришел на День Рождение к девочке. Это получается спустя месяц после  предыдущего визита.  Денюха в разгаре, все играют, бесятся, а я изредка пытаюсь его разговорить, ...
Смотреть это видео НЕ ПОВТОРЯТЬ! ...
Малютка свалилась с дивана Не очень понимаю, задела ли она угол стола, того что стоит около... Сразу же взяла ее на руки. Она кричала, как никогда ранее... вызвала скорую. Скорая сказала что ушиб мягких тканей головы и ничего более не наблюдается, в ...
Самая дебильная цель на свете - заработать миллион долларов. Эта цель дебильна, как и все остальные ровные и гладкие цели. Почему миллион, а не 950 000? Почему долларов, а не фунтов стерлингов? Почему заработать, а не найти в виде клада? Целью в миллион долларов соблазняют людей всякие ...
https://www.gatestoneinstitute.org/19180/election-issues One of the reasons we agree to election rules in advance is so the loser buys into the result. That is why you do not change the rules in the middle of the game. That is why you do not have a billion dollars flood the zone ...