О косморасистах - 4

топ 100 блогов bigdrum04.10.2022

Предыдущие части: 0, 1, 2, 3.

Ну что, начнем в лоб - с дросселирования ракетного двигателя. И для осознавания ситуации начнем с немножко математики. На примере РН Союз-2.

Вторая ступень имеет сухую массу 6545 кг. плюс топливо 99765-6545=93220 кг. Половина топлива (нам понадобится) 46610, масса ступени с половиной топлива 46610+6545=53155. В скобках заметим, что даже наполовину заполненная топливом вторая ступень РН Союз-2 имеет весовое совершенство, близкое к десяти. Полностью же заправленная ступень имеет весовое совершенство (отношение массы постой к массе заправленной) четырнадцать.

Третья ступень имеет сухую массу 2355, полную массу 27755.

Полезная нагрузка имеет массу (КК Союз полная масса) 7220.

Поскольку РН Союз-2 имеет пакетную компоновку, и поскольку вторая ступень работает со старта, мы берем опустошенную наполовину вторую ступень, чтобы рассчитать чистую дельту ускорения от выработки топлива комплекса вторая ступень - третья ступень - нагрузка. То есть, мы начинаем следить за ускорением системы примерно в середине полета, и до отделения второй ступени.

Полная масса системы в начале 53155+27755+7220=88130. Тяга двигателя второй ступени в вакууме (мы уже поднялись высоко, нам можно так считать) 94тс. Итого ускорение системы получается 94000/88130=1,06 G.

В момент отделения боковых блоков ракета Союз имеет ускорение всего-навсего на капельку большее, чем ускорение свободного падения. То есть космонавты чувствуют себя, примерно как вы, когда лежите дома на диване.

Полная масса системы в конце 6545+27755+7220=41520, тяга двигателя принимается той же, ускорение получается 94000/41520=2,26 G.

Чувствуете разницу?

Итого, простое израсходование топлива привело нас к ситуации более чем двукратного роста перегрузки, в случае, если тяга двигателя не меняется.

После сброса второй ступени включается треться, полной массой с нагрузкой 27755+7220=34975 и тягой двигателя 30,4 тс., после включения которого мы получаем ускорение меньше единицы, зато в конце его рабочего участка мы имеем 30400/(2355+7220)=30400/9575=3,17 G. Здесь у нас имеется еще больший рост перегрузки, причем уже 2G в течении минуты-другой неприятно, а 3 G - это для нетренированного человека писец. Если вы вместо 80 кг начинаете весить 240 - подумайте сами, как вы себя чувствуете...

Однако не все так плохо. Если мы посмотрим внимательнее, то по поводу первой и второй ступеней прочитаем "тяга ступенчато управляемая". То есть первая ступень (которую мы не рассмотрели, потому что менее очевидная математика получается) и вторая ступень СНИЖАЮТ ТЯГУ ПО МЕРЕ РАБОТЫ, чтобы обеспечить как приемлемое ускорение, так и точность (об этом ниже). Штатная эксплуатационная перегрузка для КК Союз при посадке 3-4 G, и я полагаю, при взлете она не больше. Во всяком случае, по видео из кабины эффектов потери сознания экипажем не заметно, то есть указанная в Интернете перегрузка в 7 единиц при взлете - это ошибка.

На самом деле самый "энергичный" разгон ракеты теоретически возможен перед отделением боковых блоков, и давайте мы его посчитаем...

104*4=416 тс. полная тяга боковых блоков. Масса ракеты в момент разделения 88130+3784*4=88130+15136=103266. Тяга второй ступени в момент разделения (которую мы забыли прибавить) плюс полная тяга боковых блоков 416+94=510. Ускорение 510000/103266=4,93. Это МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНАЯ перегрузка в нашей модели, и это никак не "семерка".

Как мы с вами видим, управление тягой ракетного двигателя необходимо для поддержания штатных условий выведения нагрузки на протяжении всего активного участка полета ракеты. Однако не только в перегрузке дело...

Есть разные орбиты. Есть круговые, есть с большим эксцентриситетом. Ракета не просто должна сообщить нагрузке скорость - она должна на нужной высоте нужным курсом и углом места сообщить нужную скорость, и в некоторых случаях - в точный момент времени. Отсюда вывод. Одна и та же ракета должна летать под разными углами, по разным траекториям, с разной нагрузкой - и делать это точно и безотказно.

ВСЕ ЭТО НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ДРОССЕЛИРОВАНИЯ, то есть управляемого и точного уменьшения/увеличения тяги ракетного двигателя.

О косморасистах - 4 lecter-14.jpg

Итак, зафиксируем. Во время взлета ракеты ракетный двигатель совершает сложные манипуляции тягой, уменьшая и увеличивая ее на определенных участках полета, чтобы ракета шла по траектории без отклонений, доставляя нагрузку на траекторию с нужными параметрами.

И что - спросите вы. А я вам отвечу - это пока еще цветочки...

Ракетный двигатель - это тепловая машина, подчиняющаяся законам термодинамики, газовой динамики и механики Ньютона, а также - гидростатики и гидродинамики. Изменение атмосферного давления с набором высоты влияет на эффективность работы ракетного сопла. Именно потому есть воздушные сопла, работающие при атмосферном давлении, и вакуумные, которые в атмосфере на уровне моря показывают худшие характеристики, чем на высоте. При подъеме из-за снижения атмосферного давления параметры двигателя меняются. В общем и целом - ракетный двигатель НИКОГДА не работает (почти) в режиме максимальной эффективности.

Почему?

Потому что помимо сопла, на работу двигателя оказывает влияние и дросселирование. Давление в камере сгорание и давление в атмосфере создают дельту, однако уже на всоте работы второй ступени влияние атмосферы снижается до минимума, и потому определяющим оказывается давление в камере сгорания. А давление в камере сгорания определяется поступлением топлива. А поступление топлива ограничивается дросселированием... То есть - при работе вполсилы ракетный двигатель жрет больше топлива на единицу тяги, чем при работе в полную силу.

РН Союз замечательно устроена. Естественные пределы ускорений при полной тяге двигателей приемлемы для человека. Однако вторая ступень со старта работает не в полную силу, и после разделения работает также не в полную силу - это требуется для формирования правильной траектории, и для выдерживания правильных ускорений. С другой стороны, сопло двигателя второй ступени "воздушное". А это значит, что при подъеме на высоту оно теряет эффективность. Однако в силу уменьшения давления в камере сгорания из-за дросселирования дельта давлений остается приемлемой, и получается, что сопло, являющееся "воздушным" при полной тяге, является "вакуумным" при неполной...

Вы уже запутались, я вижу. А мы еще не начинали.

О косморасистах - 4 lecter-1.jpg

Теперь продолжим в страну веселья и радости - отправимся в гости к турбинщикам. В смысле к ребятам, которые проектируют турбонасосный агрегат ракетного двигателя.

Ребята, баки ракетного двигателя расположены ВЫСОКО НАД двигателем, сечете? А что мы знаем про столю жидкости в гравитационном поле? Мы знаем, что давление столба жидкости на глубине больше, чем у поверхности. Вода на каждые десять метров дает лишнюю атмосферу давления. Жидкие компоненты топлива в зависимости от своей плотности тоже не отстают.

Помимо давления, нас интересует и перегрузка. При пяти G тот же столю воды дает в пять раз больше давления (примерно). А это означает буквально следующее...

Газогенератор турбонасосного агрегата ракетного двигателя вынужден работать в диапазоне входных давлений, шириной в порядок и более.

Возьмите газовую конфорку. Зажгите. Прикрутите вентиль, открутите, посмотрите на огонек. Легко заметить, что размер огня меняется - это значит, что меняется поступление газа. Клапан, которым вы управляете, на самом деле регулирует давление газа на входе в форсунку горелки. Так вот - в ракете входное давление в газогенератор ТНА меняется... Меняется... Ну короче - охренеть, как оно меняется.

И турбонасосный агрегат должен и обязан, при всем при этом - выдавать равномерный и строго дозированный поток топлива в двигатель.

О косморасистах - 4 lecter-5.jpg

И что самое любопытное, так это то, что мы описали все процессы в статике. А ведь есть еще динамика. К примеру, вибрации при взлете вызывают колебания стобла топлива в баках и магистрали, отчего возникают скачки давления топлива на входе в ТНА, отчего топливо идет в двигатель урывками, и система, войдя в резонанс, начинает раскачиваться с предсказуемыми последствиями. И я хочу вам заметить, что КАЖДОЕ колебание тяги двигателя - это колебание давления в магистрали. И еще я хочу вам заметить, что акустическое воздействие реактивной струи, возникающей из сверхзвуковых эффектов взаимодействия ракетной струи с окружающим воздухом - это тоже колебания, воздействующие на ракету. И еще - КАЖДОЕ колебание горения (о, стабильность горения РД, поэма поэм!) - оно тоже в этом смысле дает перцу немцу, так сказать...

Картинка красивая, согласитесь. Но это еще не все. Дело в том, что в большинстве ТНА насосы приводятся от турбины, питаемой от газогенератора, использующего то же самое топливо, и значит, газогенератор ТНА сам участвует в автоколебательных процессах, и колебания стабильности его работы усиливаются всей эпической мощью ракетного двигателя...

Зайдите в костел, послушайте орган. В ракетном двигателе труб конечно меньше - но орган не взрывается...

О косморасистах - 4 lecter-7.jpg

Но и это еще не все.

Для полноты сгорания в двигателе требуется газификация. В разных двигателях она сделана по-разному. Но жидкое топливо не успевает сгореть. Более того, чтобы двигатель не прогорел, по стенкам камеры сгорания пускают струю жидкого горючего. Оно образует пленку, которая охлаждает камеру сгорания, и препятствует раскаленному пламени прожечь металл. Однако основная масса топлива и окислителя должна быть газифицирована, иначе это все просто выльется из сопла наружу. А газ - он сжимаем, причем куда сильнее, чем жидкости...

Допустим, мы увеличиваем тягу. Мы подаем в камеру сгорания больше топлива, и давление в камере сгорания возрастает. Однако давление на входе в форсунки остается прежним. В результате форсунки меньше выдают топлива, накапливая его за счет сжатия газифицированной компоненты. Двигатель, выбросив в дюзу продукты сгорания, уменьшает давление в камере сгорания, и форсунки плюют увеличенным количеством смеси... Возникают высокочастотные колебания, воздействующие на форсуночное поле, и создающие колебания струи...

Одно время остро стояла проблема низкочастотных колебаний. В больших двигателя пламя гуляло по форсункам туда-сюда, разрушая двигатели. Додумались как это устранить небыстро, но просто. Разделили форсуночное поле перегородками...

О косморасистах - 4

Это форсуночное поле камеры сгорания ракетного двигателя F-1 ракеты Сатурн-5, которая астронавтов на Луну возила. Вот эти ребра не дают гулять огню по форсункам, как по парку после обеда. Без ребер, разделяющих форсунки, этот двигатель красиво взрывается. А он здоровый...

О косморасистах - 4

Я это к чему говорю... Когда мы смотрим на ракетную посадку, мы должны понимать, что перед нами сумма чудовищно сложных процессов, часть из которых мы контролируем, а часть из них - мы с ними еще не столкнулись (как было с "гулянием" огня по форсуночному полю до поры до времени). И когда мы смотрим на ракетный двигатель, который осуществляет посадку, мы должны понимать, что это - чудо. Настоящее чудо, в котором уравновешено такое невероятное количество процессов с такой энергетикой, что ни один канатоходец в мире и представления не имеет, как такое уравновесить...

О косморасистах - 4 lecter-3.jpg

Итак, мы с вами немножечко прикоснулись к работе ракетного двигателя. Причем я хочу заметить - мы пока не говорили о ракетной посадке, мы немножко прошлись по дросселированию, которое имеет место при старте любого коммерческого космического жидкостного носителя. Мы даже и не поговорили о дросселировании детально. Но даже и без этого я смею вас заверить - точно так же, как различается ракетный взлет и ракетная посадка в принципе, такие же отличия существуют и в мелочах.

В следующей части мы продолжим наш разговор...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На парковке под торговым центром, случайно увидел божественный авто. Что за марка, не подскажите? 2. 3. 4. 5. ...
Весь день диванных политологов от пятой колонны (судя по ленте) бомбит: Якунин уходит в сенаторы. Слово "шубохранилище" уже никого не торкающее пытаются вновь вывести в тренд (не получится), заголовки читаешь и хмыкаешь только. А ведь по сути уходит целая эпоха шубохранилищного срача, з ...
Дорогие сообщники! очень нужно ваше мнение, кто в  теме: действительно ли опасно ехать в Германию сейчас, в связи с кишечной инфекцией? Хотела с детьми пожить у друзей в прекрасном месте, на Фризских островах, но путь туда лежит аккурат через ...
Раз уж мы вчера поговорили про тиранов, давайте сегодня поговоим про то, кто тиранов выбирает. Первая жена Павла Прилучного, Агата Муцениеце обвиняла мужа в тирании. Однако, вместе они были достаочно долго. В течении всего этого времени он себя так не проявлял или Агата просто не хотела ...
Чет не могу понять, за отсутствие ТО номера снимают? Вроде в памяти отложилось что снимать должны, ролик тут появлялся на неделе где ТП под дуру косит за отсутствие ТО, и в итоге у неё сняли оба номера, а автор поста утверждает что на следующий ...
�ые всегда сможете найти по ссылке "Избранное".